Первое впечатление меня тогда поразило

Радиоспорт помог связать тольяттинского одиннадцатиклассника и космос.

Однажды выпускник школы № 89 Никита Хорищенко всерьез и надолго влюбился. Влюбился в радио, точнее в радиоспорт, благодаря которому жизнь в его родной школе поднялась на новую – космическую – высоту. А недавний уникальный сеанс связи с действующим на орбите космическим экипажем стал событием, в котором Никита был одной из самых заметных и необходимых для школы фигур: он созванивался с ГТРК Томска, которая транслировала этот сеанс; лично общался с Центром подготовки к полетам; он организовывал конкурс на лучший детский вопрос космонавтам, готовил оборудование, отвечал на вопросы восьмиклассников… Словом, в этот день Никита был всюду.

Радио как спорт

– Никита, говорят, что в вашей школе уникальные технические возможности для радиолюбительства и такого планетарного общения, которое состоялось недавно.

– Мы выиграли грант на приобретение специальной аппаратуры, которая будет установлена в нашей школьной радиолаборатории. И теперь ждем получения этой техники. Как только она будет установлена, мы сможем использовать ее по прямому назначению: сможем проводить сеансы связи с помощью искусственных спутников земли и их отражения.

– Как в жизнь Никиты Хорищенко пришло радио? Радио как спорт?

– С самого детства меня привлекала разная техническая аппаратура. Со второго класса я уже активно участвовал в жизни школы. К сожалению, это моя третья школа, и до восемьдесят девятой я учился в двух других. Но везде я участвовал в конкурсах с компьютерной тематикой. С шестого класса начал заниматься компьютерным творчеством, создавал видео, разрабатывал сайты и в итоге нередко занимал первые места в таких конкурсах.

– А кто вас влюбил в технику?

– Чисто случайно меня потянуло в эту область. Я стал интересоваться, как можно сдать экзамен на радиоквалификационную категорию, и получил свой первый позывной.

«Бригантина»

– Что это за случай и как его имя?

– Первый раз я увидел радиостанцию в детском лагере «Бригантина», когда мне было, наверное, десять-одиннадцать лет. И то первое впечатление, которое меня тогда поразило, осталось одним из ярких впечатлений моей жизни. Меня заинтересовало, как с помощью казалось бы примитивных устройств, антенны и передатчика, можно связаться с разными континентами. Вот, наверное, из тех детских впечатлений и возникла основа моего серьезного увлечения.

– А дальше?

– А дальше я стал интересоваться. В Интернете слушал различные лекции, выполнял специальные задания и оттачивал свое мастерство в тестах для радиолюбителей.

Первый позывной

– Что к тому времени вы уже могли?

– Знал я к тому времени все больше теоретически. Но после того как получил мой первый позывной, коллеги из Тольятти, взрослые и более опытные радиолюбители, активно взяли меня в работу. Они стали приглашать к себе в гости, показывали, как работает техника. И все пошло.

– А позывной – вербальный или технический?

– Мой позывной РАДИО 4ХТ. У каждого радиолюбителя есть свое второе имя.

– А как на вашем горизонте возник космос?

– Однажды я просто посмотрел в Интернете, что есть такая уникальная возможность радиосвязи с орбитальными станциями. Посоветовался с моими коллегами. Мы с ними оценили наши возможности и решили, что наша техника позволяет выйти на связь с космосом, что нашей техники хватит, чтобы провести первый космический сеанс.

– С вами говорил…

– Пятьдесят первый экипаж. Космонавт Олег Новицкий. Мы проводили сеанс связи первого апреля. Общались с экипажем, задавали разные вопросы. Задать вопрос мог каждый, кто был у нас в то время в актовом зале. Сеанс длился около десяти минут, поскольку космическая станция постоянно находится в движении и в зоне радиуса действия нашей станции бывает не более десяти минут. Под конец радиосвязи мы поздравили экипаж с Днем космонавтики. Потом ученики нас расспрашивали, как мы смогли сотворить такое чудо, многие даже не верили. Но мы показали им наше оборудование и убедили всех, что это было на самом деле.

– Никита, вас в свободное время чаще всего можно найти в этой небольшой школьной комнате.

– Это помещение школьной коллективной радиостанции. Оно оборудовано двумя рабочими местами. С помощью всей этой техники мы можем участвовать в чемпионатах российского и международного радиоспорта.

– Что в нем важнее всего?

– Владение техникой – это самое первое. Мы знаем и азбуку Морзе и в других видах связи тоже работаем.

Ночи напролет

– А как проходят ваши соревнования?

– Заочно. Мы выезжаем в полевые условия, ставим палатки в чистом поле, например под Сызранью, и оттуда выходим в эфир. Каждый раз на наших чемпионатах собираем всю технику заново. Наша тольяттинская команда – это люди разных профессий и возраста – где-то от семнадцати до пятидесяти лет. Так получилось, что я в команде самый молодой участник.

– С кем вы общаетесь по радиосвязи в ходе таких чемпионатов?

– С такими же радиолюбителями, как мы. Они также выезжают на природу и ночи напролет желают услышать как можно более дальние станции. Дальность – один из важнейших параметров. Победителем становится тот, кто проведет больше сеансов связи и на более дальние дистанции.

– Какой максимум был у вас?

– Максимальная удаленность была с расстоянием в 25000 километров. Это был какой-то небольшой остров в океане. Честно говоря, совсем теперь не помню, какой это был остров…

– А кто научил вас азбуке Морзе?

– Сам учился. Есть такие специальные сайты, которые позволяют обучаться радиоспорту. Сейчас на базе нашей школьной станции мы тоже планируем открыть класс по обучению азбуке Морзе. Наш проект уникален, поскольку таких коллективных радиостанций нет ни в одной из школ Самарской области.

– Станция на школу вещает? Вы проводите обычные радиопередачи для ребят об их жизни?

– Конечно, радиостанция это не только спорт, это и школьное вещание, мы рассказываем школьные новости. В основном выходим с выпуском передач к знаменательным датам России. В коллективной радиостанции занимаются от десяти до пятнадцати человек, и все они могут активно и самостоятельно работать в эфире и проводить сеансы радиосвязи.

– А девочки среди мальчишек-радиолюбителей есть?

– Да. Им это тоже интересно. Получается, что это каждому дано. Помощники у меня есть в моем классе. Поскольку справиться одному с большим объемом информации невозможно, мы вместе проводим какие-то события. Совсем недавно на базе нашей школы проходила «Зарница», там мы разворачивали в ходе игры свой мобильный пункт радиосвязи и демонстрировали всем желающим современные возможности радиосвязи.

– С чем связываете свое будущее?

– Будущее не за горами. Учусь в одиннадцатом классе и, конечно, планирую завтрашний день. Я планирую остаться в нашем городе и поступить в вуз по направлению «информационные технологии». Компьютерное творчество – это мое серьезное увлечение.

– Предположу, что радиоспорт – это 90 процентов времени одиннадцатиклассника. А как с остальными школьными предметами? Успеваете по всем?

– Да, получаю четверки и пятерки.

– Любимые уроки…

– Математика и информатика.

– Наблюдая за подготовкой к радиосеансу с космосом, я подумала, что вы уже такой умелый управленец. Можете организовать большое дело, найти связь с людьми разных поколений.

– А это интересно. Самара – кузница спортивной радиопеленгации, поскольку большая часть российской сборной – жители Самары. Там есть большая база, которая позволяет приобщиться к серьезным спортивным радиовысотам. А на базе нашей школы запущено специальное программное обеспечение, которое дает всем возможность в режиме реального времени проводить или наблюдать радиоэфиры и радиообмены прямо из своего дома. И приобщаться к нашему техническому творчеству. Нашу идею руководители школы поддержали с первого раза. Это очень правильно.

– Родители не говорят, что вы слишком отдаетесь радио на пороге школы? Скоро ведь поступать в институт, надо готовиться к студенческой жизни.

– Они говорят, что я мало времени бываю дома.

Остановился на земном

– А космос вас волнует, Никита?

– Я после сеанса в тему космоса, конечно, всмотрелся. И конечно, общался с корпорацией Роскосмос и Центром подготовки космонавтов. И я уверен, что такие космические уроки должны проводиться в школах России. Они оказывают положительное влияние на детей и позволяют приобщиться к миру космоса мальчишкам, которые хоть раз хотели полететь в космические дали.

– А вы мечтали полететь?

– Нет, у меня более земные интересы. Были когда-то мысли пойти в морской флот. Но вот сейчас я точно остановился на земных профессиях.

Наша справка

В Америке зарегистрировано 780 тысяч радиолюбителей, в Японии — 1 миллион 200 тысяч, в Европе — около 700 тысяч.

Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru

парень увлекается радиоспортом

фото: «Площадь Свободы»