Пернатый хулиган по прозвищу Кузька

Новости Тольятти augustnews.ru

Школьников и любителей природы постарше пригласили помочь раненым птицам.

В редакцию обратилась жительница Тольятти, которая рассказала, что на днях нашла на улице раненого голубя. Женщина отнесла птицу в приют для пернатых и, побывав там, была очень впечатлена увиденным. По словам тольяттинки, сотрудники приюта принимают раненых птиц, маленьких птенчиков, выхаживают каждого подопечного. Но, так как не хватает рук, нужна помощь: волонтеров, добровольцев, школьников, которые бы также любили природу, хотели бы изучать ее и помогать пернатым.
Как рассказала председатель общественной организации клуба «Любители природы» Наталья Гончарова, в приюте живет порядка полутора сотен птиц. Большинство из них – мелкие, но есть и довольно крупные экземпляры. Например, орлан-белохвост. Из-за парализованного хвоста птица не может самостоятельно охотиться и вынуждена жить в неволе. Но, кажется, неплохо себя чувствует: его кормят, общаются с ним.

– Особенность нашего зоологического уголка в том, что в нем живут птицы, обитающие в природе нашего края, поэтому школьники могут их изучать, – отмечает Наталья Гончарова. – Чаще всего птиц приносят в таком состоянии, когда сопротивляться человеку они уже не могут. Хищных птиц, которые могут восстановиться за 3-4 недели, возвращаем в природу. Дольше держать таких пернатых в питомнике нельзя – они теряют мускулатуру и способность охотиться. Но можно также вернуть в природу многих выкормленных птенцов: стрижей, ворон, сорок.

Собеседница отмечает, что летом горожане передают в приют гораздо больше пернатых: несут птенцов-слетков или генетически несостоявшихся птиц, у которых, как и у людей, тоже бывают аномалии развития. На днях, например, принесли выводок вертишеек: рабочие валили лес и срубили дерево, на котором было гнездо. В среднем за неделю поступает порядка 30 экземпляров разных птиц.

– На данный момент в приюте находится семь совят, которых привезли из дачных массивов в разное время, – говорит Наталья Гончарова. – А всего за лето их было девять. Обычно совята покидают гнезда тогда, когда еще не могут летать. Родители находят их по писку и кормят. Один из наших совят выпал из гнезда, а на земле рядом с дачным массивом не было никаких кустарников, и он оказался незащищенным: вокруг много кошек и собак.

Как отметила Наталья Гончарова, в позапрошлом году в наших краях был пик размножения мышей. Совы питаются мышами, и на этом пике, когда кормовая база увеличилась, они начали выводить больше птенцов. В какой-то момент мышей стало меньше. Но в природе так заложено, что совы еще два года продолжают выводить то количество птенцов, которое было запрограммировано на обилие еды. Таким образом в гнезде может быть до 12 птенцов разных возрастов. Когда еды становится мало, старшие совята в борьбе за принесенную мышь могут случайно вытолкнуть из гнезда младших. В итоге остается два-три совенка, и те – ослабленные из-за нехватки еды. Так, в поселке Приморском, по всей видимости, мало мышей, зато есть кошки. Во всяком случае, именно оттуда в питомник привозят совсем тощих совят. Их подкармливают и через некоторое время возвращают в семью. Родители, как правило, принимают подросшего птенца. Но тем не менее все время подкармливания сов держат подальше от людей, чтобы они оставались дикими.
В одном из помещений приюта, которое мы посетили, живут не только пернатые вроде дятлов или отказных попугаев, но и морские свинки, а в террариуме – безногая ящерица и полоз. Здесь же пищат и просят кушать желторотики-птенцы: они жадно раскрывают клюв и принимают еду из рук волонтеров. По комнате летает дрозд: он любопытничает, подходит к каждому новому гостю, но в руки чужим не дается, щипается. Пока мы беседуем, у ног постоянно кто-то трется. Оказывается, это ворона – ручная птица ходит за людьми, словно кошка.

Есть в приюте галчата, сорочата, воронята. Они находятся на улице в клетке и очень рады человеку: попрошайничают, подлетают поближе. Молодые птицы совсем ручные, но их постепенно отучают от рук. Тех, кого нельзя сразу подкинуть к родителям, выращивают, и в конце августа они, уже довольно окрепшие, постепенно возвращаются в природу. Останется в питомнике лишь один грачонок, у которого повреждено крыло – он уже не сможет выжить в природе.

Иногда в неволе вынуждены жить и здоровые животные. По словам Натальи Гончаровой, во всем виновата мода на таких птиц, как вороны, совы. Их покупают и пытаются держать дома. Но ворон – это серьезная и опасная птица, особенно если это особь с характером. Например, Курт – ворон, которого три года назад привезли в приют из Самары. Сейчас ему около пяти- шести лет.
– Мы не знаем, как долго он прожил у предыдущих хозяев, но, скорее всего, чуть больше года, – рассказывает Наталья Гончарова. – Это самец, а к году у них формируется характер, и они могут становиться агрессивными. Чаще всего ворон признает одного хозяина, а остальных членов семьи может по-своему терроризировать: например, щипать за ногу. Видимо, в Самаре он замучил семью, в которой жил, и его выпустили. Но воронов выкармливают с возраста птенцов, они привыкают к людям и не могут самостоятельно добывать себе пищу. Оказавшись на воле, Курт пошел на площадь и начал отнимать у людей пакеты и сумки, искать там еду. В итоге его отловили спасатели и привезли из Самары к нам в приют.

По словам руководителя приюта, сначала ворон разговаривал детским голосом, представлялся окружающим Кузей и даже называл адрес своего проживания, но неразборчиво. Однако в питомнике посчитали, что величать такую серьезную и умную птицу Кузей как-то несолидно и решили дать ворону более подходящее имя – Курт. Месяца через три своенравная птица с мнением волонтеров согласилась и начала откликаться на свое новое имя.

В приюте ворон Курт развлекается тем, что при посетителях садится ближе к решетке и ведет себя очень мило, провоцируя у людей желание погладить пернатого очаровашку. Но как только палец оказывается в зоне досягаемости клюва, ворон сильно щипает его. Сотрудники приюта всегда предупреждают людей об этом, и большинство гостей, как правило, обращаются с вороном осторожно. Хотя находились и те, кто счел предупреждения излишними. За то и поплатились: оторванные Куртом клочки кожи с пальцев несчастным пришлось буквально приклеивать назад. В общем, в питомнике Курт подружился всего с одним человеком. Да и то периодически его пощипывает.

Рядом с Куртом в вольере живут два орла. Они находятся здесь уже 7-8 лет. Один из них – стрелянный, с ампутированным крылом. А второй орел явно был выкормлен людьми: его нашли у дороги, он попал под удар проезжающей машины. Судя по тому, что орел сразу начал есть с рук, скорее всего, кто-то держал его в своем зооуголке: либо хотели выкормить и выпустили, либо он улетел случайно. Если бы этот орел был здоров, то была бы возможность вернуть его в природу, но после удара машины орел ослеп на один глаз и теперь на воле выжить не сможет.

Еще из крупных птиц в тольяттинском питомнике есть самец цапли. Его принесли в ноябре – нашли у дороги. Ослабленная птица пешком шла на юг. Сейчас птица восстановилась и живет в приюте. Также здесь есть утки-кряквы. Одна – охотничий подранок, другие были выкормлены из утят. Утки выводят птенцов довольно далеко от воды и потом ведут к водоему, но бывает, что по дороге кто-то из утят теряется. Их находят и приносят горожане.

Иногда посетители просят продать орлов, сов и других диких птиц. Но приют не продает своих питомцев, главный принцип – любое творение природы, так же как картина, бесценно. Иногда птиц передают в другие зооуголки. Два совенка, например, уехали в Лопатино, в питомник «Белый сокол». Были случаи, когда сов передавали в конюшни, где они охотились на мышей, постепенно дичали и возвращались в природу.

Содержать птиц в приюте помогают люди: перечисляют средства, привозят корма для птиц. Но сегодня прежде всего здесь нужны руки: в клубе ждут истинных любителей природы. Сотрудники отмечают, что такое занятие было бы очень интересно школьникам. Птицы нуждаются в том, чтобы ими занимались, приручали, прогуливались с ними.

Волонтеров и добровольцев, желающих помочь и принять участие в лечении, выхаживании, уходе за пострадавшими птицами, ждут в 11-м квартале на территории между детским садом «Чижик» и санаторием «Прилесье». Во вторник и среду приют работает с 14 до 18 часов, в субботу и воскресенье – с 12 до 18 часов, в понедельник и четверг клуб закрыт на санитарный день.

фото: Площадь Свободы

Дина Игнатьева, “Площадь Свободы”