Перед употреблением охладить

женщина в коляске везет ребенка в продуктовом

Не ленитесь читать этикетки перед покупкой продуктов.

Мир делится на продавцов и покупателей ровно до того момента, когда продавцы сами решаются на покупку. Маловероятно, что каждый из них может использовать свой профессиональный опыт во всех потребительских сферах. Но предположим, что эта, не самая большая часть российского населения, вероятно, защищена от подделок, фальсификатов, вранья нечистоплотных производителей и магазинов гораздо больше тех, кто навсегда остается по другую сторону прилавка. Последних – большинство.

Читать или не читать информацию на этикетках и упаковочных пакетах и коробках, каждый решает для себя сам. Мы говорим: читать, даже если информации много, а времени на покупку мало. Читать, даже если очень понравилась картинка на внешней стороне упаковки.

«Зеленый» продукт

Кстати, о внешней стороне. Или о первом впечатлении от продукта. Конечно, есть немало ходов, которые разработаны профессиональными Бендерами от маркетинга. К примеру, зеленый цвет на фасаде обертки. Зеленый программирует покупателя на ассоциации со здоровым и полезным, и в случае с продовольственными товарами это бессознательно срабатывает. Переверните коробочку или шоколадку, прочтите информацию на обороте, и может быть, вам удастся выяснить, на самом деле ли это «зеленый» продукт.

Другая хитрость рассчитана на вечно спешащего покупателя и кроется в перефразе или близком по написанию или произношению названием знакомого и популярного продукта. Пофантазировать проще простого: околошоколадная плитка «Алена» вместо «Аленки», сгущенка «Алексеево» вместо «Алексеевской», сок «Сад фруктовый» вместо «Фруктовый сад». За этими новыми именами – попытка продать товар, который ниже качеством или, быть может, выше по цене. То же – с картинками на физиономии продукта: коровка с венком из ромашек на голове у одного товара может обернуться коровкой с венком из лютиков или васильков. Ищите разницу на обороте этикетке, и сразу станет ясно, к чему нам все эти васильки.

Русским языком вам говорю…

Хотя запрет на многие импортные продукты, похоже, достиг в России-2016 своего пика, импортные товары на прилавках еще существуют. И часть из них не скрывает, что по-нашенски говорить не собирается, поскольку «холестерина нема» любому понятно без перевода. А перевод должен быть, поскольку это твердое требование законодательства. Если итальянские макароны или испанский соус «песто» только намекают на то, кто они такие и откуда родом, налицо нарушение прав потребителей, и оно тоже зачем-то и кому-то нужно. Такую продукцию лучше всего просто не покупать, выбор-то пока еще есть. По крайней мере, нас уже не уважил ритейлер, не потратившись на перевод, а мы ведь хотим, чтобы нас уважали… Так что русским языком вам говорю: читаем этикетку на русском. Как минимум для того, чтобы избежать недопонимания в отношениях с продавцом и производителем.

Хотя и с переводами не все так уж и просто. Простой пример: butter – это, конечно же, масло. Но вот польское «мазло» сообщает лишь о том, что это вещество можно мазать, и ничего более. Кстати, перевести это слово могут тоже как угодно. А потому слова «масло» при покупке недостаточно. Нужно изучить состав. Быть может в этом мазле столько растительных масел, что оно вам и маслом не покажется. В лучшем случае маргарином. В худшем – плохим или очень плохим маргарином.

В тесто все пойдет?

Попутно скажем, что маргариноподобный продукт впервые изобрели под строгим оком Наполеона. Он заказал масло для бедных еще в 1868 году. И химия Франции не подвела: ученый Меже Мерье изобрел нечто под именем «маргарин». Но российские мастера изобрели другой маргарин. В 1902 году появился бутурин от английского butter – «масло», который покупают и используют чаще всего для выпечки, почему-то думая, что то, что нельзя съесть без разогрева, можно слопать в тесте.
Нужно быть упертым потребителем и читать не то, что хочется, а то, как именно о продукте написано. Изобретатели дурят нас как могут, придумывая новый термин «мягкое масло», которое не имеет отношения к сливочному.

Время покажет

Ну и конечно, самый читаемый информационный посыл от упаковочного изобретателя – срок годности. Смотрите, не находятся ли цифры с датами на кромке упаковки, читаются ли они явно или намекают, что какую-то из дат явно хотят скрыть…

Обещание производителя подать на стол продукт без холестерина обманно, если оно написано на растительных маслах. Там его – холестерина – и так нет. Обещание витаминов на упаковке еще не факт пользы от продукта. Не останавливайте свое чтение на витаминах: может, это отвлекающая фраза от большего содержания жиров или сахаров? Прочли, что продукт цельнозерновой, посмотрите, сколько процентов этого самого зерна есть в продукте. Может, три грамма? Найдете указание на 100 процентов цельных зерен пшеницы, можно покупать. Прочли на этикетке, что в пачке есть обогащенные или осветленные ингредиенты, поберегите здоровье. Написано о калориях, смотрите – на сколько граммов продукта приходятся эти калории. Вдруг их в одном кусочке шоколадки столько, сколько должно быть во всей плитке?

Наше здоровье – нам его и беречь.

Ищите книгу жалоб

Александр Гордеев, председатель правления Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «Щит»:

– Основными правовыми актами в области предоставления информации о продовольственном товаре являются Закон РФ «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 23.12.2015), ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», а также Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Некоторые дополнительные требования, как бисер, разбросаны по законодательству…

Обобщим и кратко перечислим основные.

Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать наименование товара, место нахождения (адрес), фирменное наименование изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара – наименование страны происхождения товара; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; сведения об основных потребительских свойствах товара; сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; состав пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции; рекомендации или ограничения по использованию; сведения о наличии ГМО (генно-модифицированных организмов); правила и условия эффективного и безопасного использования товара; срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению.

Зачастую на практике при проведении мероприятий общественного контроля в торговых точках нашими специалистами достаточно часто выявляются нарушения данных требований. Всего за 2015 год нашей организацией выявлено 1276 нарушений, связных с отсутствием или недостаточностью информации, – это 24% от общего количества выявленных нарушений. Данные нарушения занимают второе место после просрочки. Большинство из них связаны с отсутствием или несанкционированным изменением сроков годности на продовольственный товар. Тут есть пара уловок: «перебить» срок или наклеить сверху новую этикетку и тем самым «продлить жизнь» товару либо «затереть» срок товара, чтобы он был нечитаемым, с расчетом на то, что человек не заметит и купит товар. Также периодически встречается нарушение, связанное с отсутствием температурного режима хранения товара (колбасные изделия, сыры, хлебобулочные изделия). В основном этим грешат мелкие производители. Хотя и крупные тоже допускают подобные ошибки.

Рекомендации очень простые – не ленитесь читать информацию на упаковке: в первую очередь сроки годности и условия хранения. Если что-то не понятно, спрашивайте сотрудников магазина, а если видите какие-то нарушения – не стесняйтесь писать в книгу жалоб. От нашей с вами гражданской активности зависит качество работы магазинов.

– За 2015 год только организацией «Щит» выявлено 1276 нарушений, связных с отсутствием или недостаточностью информации на упаковке товаров. Это 24% от общего количества выявленных нарушений.

– Прочли на этикетке, что в пачке или коробочке есть обогащенные или осветленные ингредиенты, поберегите здоровье.

– Не ведитесь на зеленый цвет на упаковке. Это просто цветовое клише здорового образа жизни.

Марта Тонова, Площадь Свободы