Парковый комплекс истории техники имени Сахарова – уникальный музей Тольятти под открытым небом

военная техника в парке имени Сахарова

Юбиляру – двадцать. Среди его сокровищ – паровозы и ракеты, шасси лунохода и модули космического «Союза». Он – владелец бомбардировщиков и легендарных танков, ярких продуктов инженерной мысли и достижений отечественной промышленности. Среди больших музейных редкостей – одно из 36-фунтовых орудий, которые, по свидетельствам историков, оковывал лично император Александр I и трехосный грузовик «Студебеккер», снявшийся в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя».

В сентябре Парковый комплекс истории техники им. К. Г. Сахарова отметил двадцатый день рождения. Мы встретились с его директором Дмитрием Никитиным, чтобы поздравить коллектив музея с круглой датой и расспросить, чем живет уникальный культурно-туристический объект сегодня.

День седьмого сентября

– Дмитрий Валерьевич, с какой даты начинается история вашего музея?

– В 1998 году мэрией Тольятти было подписано постановление, которое разрешало начать проектирование технического музея. В октябре 2000 года на совете директоров Волжского автомобильного завода было принято решение о его строительстве, и буквально через год, 7 сентября 2001 года, состоялось торжественное открытие первой очереди технического музея АО «АВТОВАЗ». На тот момент были построены здание паровозного депо и экспозиционные площадки. Но коллекция музея не была сформирована полностью.

– А как долго она формировалась?

– В течение нескольких лет после открытия в Тольятти доставлялись экспонаты из разных уголков страны. Основную часть их представляла военная техника. В эти годы очень много интересного происходило. Например, с большим стратегическим самолетом ТУ-16. Фюзеляж этого самолета сюда привез вертолет Ми-26. Привез на внешней подвеске. Можно сказать, самолет прилетел сюда сам. Доставка такого груза была очень непростой, существовала опасность потери груза. Но летчики были профессионалами настолько высокого класса, что машину не завалили и груза не потеряли.

Из Кронштадта

– А ваша подводная лодка? Говорят, она самый легендарный путешественник по суше?

– Да, «Б-307» вообще самый уникальный в истории всего музейного дела экспонат, на который хотят посмотреть все посетители паркового комплекса. Ее доставили целиком, не разрезая на части и не деля на элементы, из Кронштадта по Волге на расстояние больше 2500 километров, минуя все ГЭС и плотины.

– На эту авантюру еще надо было решиться! А как удалось провести ее через ГЭС?

– Для увеличения плавучести из лодки был удален твердый и жидкий балласт, справа и слева по ее бортам были закреплены портовые понтоны, впереди шел тягач, сзади подводного судна – буксир. Это был большой караван, длиной больше 150 метров. Прежде чем выйти на сушу, лодка была пришвартована около поселка Приморского. Всю зиму простояла во льдах. Весной при сильном ветре перед половодьем ее вместе с частью льдины оторвало и понесло течение. Будущий экспонат музея «взял курс» на Жигулевскую ГЭС.

Была организована настоящая спасательная операция, подняты в том числе и военные. Потому что речь в тот момент шла о затоплении лодки, если вдруг она приблизится на опасное расстояние к гидросооружениям. Вернуть подлодку к берегу оказалось не так просто. Это удалось сделать после того, как два буксира из тольяттинского порта сумели взять ее на буксир. Они-то и поймали беглянку. Так наша путешественница была сопровождена к месту стоянки.

– Известно ли, каких средств тогда стоили все эти экспонаты для завода?

– Сейчас это уже не имеет большого значения. Потому что самое главное состоялось: идея воплощена в жизнь и приносит свои плоды. Ежегодно парковый комплекс посещают больше 150 тысяч человек. К нам стремятся и организованные туристы, и просто горожане, которые приезжают погулять как по любому другому, пусть и не такому богатому историей городскому парку. Константин Григорьевич Сахаров, именем которого назван этот комплекс, в свое время говорил, что это будет не просто музей, а большой городской парк с большим количеством экспонатов, аттракционов и мест для отдыха.

– А как пополняется коллекция экспонатов в наши дни?

– Основная часть коллекции техники была сформирована в 2005 году. В последние пять лет нам были подарены несколько интересных экспонатов. Среди них – два «Икаруса». Горожане и жители ближайших населенных пунктов привозят к нам образчики старой советской техники – телевизоры, радиоприемники.

– Сколько всего сегодня экспонатов в музее?

– Если говорить о крупных экспонатах, то их больше 450. Если считать мелкие – более 2000.

Из команды Полякова

– Музей создавался и живет с именем вице-президента – генерального директора департамента развития АО «АВТОВАЗ» Константина Сахарова.

– Очень важный момент для музея – присвоение ему этого имени в 2010 году. Совет ветеранов Волжского автозавода обратился к генеральному директору (а на тот момент мы еще были в структуре АВТОВАЗа) с инициативой о присвоении музею имени Константина Григорьевича. Такие люди, как он, очень многое сделали для Тольятти. Может быть, кто-то не знает, но Константин Сахаров был основателем нашей хоккейной команды «Лада». К сожалению, таких людей все меньше и меньше. Он был из поляковской команды. А Поляков собирал вокруг себя сильных руководителей. Я был лично знаком с Константином Григорьевичем и вспоминаю его слова и решения, которыми теперь гордится наш город. Он был идейным вдохновителем создания нашего музейного комплекса.

– Хорошо помню пресс-конференцию, на которой вас представляли уже как директора муниципального паркового комплекса. Сколько лет прошло с тех пор?

– Семь лет. Уже семь… Когда весь непрофильный актив завода передавался городу, было решено безвозмездно передать муниципалитету и комплекс технических экспонатов, как тогда назывался музей. Нам удалось полностью сохранить весь штат музея.

– Сколько вас?

– 45 человек. Это и не мало, и не много. Потому что при проведении больших массовых мероприятий людей, конечно же, не хватает. Нет, мы не стали жить хуже. Мы доказали, что мы нужны городу, что у паркового комплекса большое будущее. Это отмечают в том числе и областные власти, и губернатор, который нас посещал. Востребованность парка велика.

Командный дух

– Чем вы гордитесь, чему радуетесь?

– За годы, которые мы работаем на муниципальных рельсах, мы очень многое сделали, по сравнению с предыдущим десятилетием. Открыли экскурсии в подводную лодку. Установили детскую площадку для наших маленьких посетителей. Гости парка получили доступ внутрь танка, вертолета и самолета. Такой интерактив нравится людям. Они могут надеть шлем и спуститься внутрь танка, почувствовать себя танкистом. Запустили прокатный картинг. Совсем недавно состоялось открытие выставки «Космический десант», которая расположилась в нашем экспозиционном ангаре. У нас два таких ангара. В одном из них – выставка экспериментальных вазовских автомобилей, в другом – все о космосе.

В 2018 году, накануне чемпионата мира по футболу, мы приобрели аудиогиды и на четырех языках записали экскурсии по комплексу. О наших экспонатах теперь рассказывают на русском, английском, французском и испанском. У нас работает экскурсионный автопоезд.

Реставрируем и красим ежегодно более 50 экспонатов. В заводские времена мы этого не могли себе позволить. Сделали капитальный ремонт паровозного депо. Все, что мы зарабатываем, пускаем на развитие музея и его текущее содержание.

Буквально вчера мы презентовали большой модульный сценический комплекс и комплект звукового и светового оборудования, которые стали победителями губернской программы «СОдействие». Теперь можно приглашать на народные праздники звезд любой величины. Это все ради того, чтобы парк становился лучше и привлекательнее.

Но этого бы не получилось, если бы у нас не работали такие увлеченные люди. Например, Александр Курочкин. Люди после экскурсии аплодируют ему. И у нас все экскурсоводы такие: они живут этим, любят свое дело и переживают за него. Очень важен командный дух.

– Турбизнес активен в работе с вами?

– Гости, которые приезжают в Тольятти, обязательно бывают у нас. В 2018 году Самарский департамент по туризму признал нас третьим объектом по турпривлекательности.

– После чего?

– После реки Волги и бункера Сталина.

– Сравнение обязывает…

– И значит, вперед! Значит, дальше работать. Это же так интересно!

Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»