Падение продаж автомобилей и социальный пакет АвтоВАЗа

конвейер линии В0 на АВТОВАЗе

Автопром переживает самый худший год после финансового кризиса 2009 года. Снижение уровня продаж на авторынке России ударило по всем автозаводам страны. Автопроизводители вынуждены сокращать объемы производства, оптимизировать затраты, снижать численность персонала и “замораживать” зарплаты. Но именно в это трудное время работники предприятий по-настоящему начинают ценить то, что раньше воспринималось как само собой разумеющееся. Например, рабочие АВТОВАЗа, сравнивая предоставляемые льготы и гарантии на других предприятиях, уже по-другому оценивают свой социальный пакет. В чем же его особенность?

Социальный пакет на АВТОВАЗе формировался десятилетиями и надо сказать, что он уже не раз помогал коллективу предприятия пережить трудные времена. Его особенность заключается, прежде всего, в том, что каждый пункт обязательств, закрепленных в коллективном договоре предприятия, просчитан до копейки. Состав и объем финансирования социальных программ, реализуемых на АВТОВАЗе, определяется ежегодно, исходя из разработанного и утвержденного бюджета. В целом бюджетное финансирование социальных льгот и гарантий, предоставляемых работникам АВТОВАЗа в 2014 году, по сравнению с прошлым годом увеличено на 22% (факт 2013 – 1,632 миллиарда рублей, план 2014 – 1,992 миллиарда рублей).

Коллективный договор АВТОВАЗа признается одним из лучших, как среди предприятий Самарской области, так и в автомобилестроительном комплексе России. Начнем с того, что вазовцы получают исключительно “белую” зарплату, при этом они давным-давно забыли про ее задержки, которые все еще случаются на предприятиях российского автопрома. Средняя зарплата на АВТОВАЗе за первое полугодие 2014 года составила 26410 рублей. Ее уровень сопоставим с большинством автосборочных предприятий нашей страны и выше средней зарплаты по области. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, средняя заработная плата в регионе в первом полугодии 2014 года составила 26101,2 рубля. Что касается средней зарплаты на автосборочных предприятиях в регионах то, к примеру, в Нефтекамске на “НефАЗе”, где выпускаются автобусы, она составляет 22303 рубля, на ИжАвто – 24740, на ГАЗе – 25830, на Брянском автомобильном заводе – 26202 рубля.

Также на АВТОВАЗе уделяется постоянное внимание улучшению условий труда. Все работники обеспечиваются функциональной и качественной специальной одеждой и обувью. Под постоянным контролем – обеспечение питьевой водой на всех рабочих местах, соблюдение необходимых санитарно-гигиенических и бытовых условий. Президент АВТОВАЗа Бу Андерссон уделяет этому вопросу особое внимание: “Наш приоритет – улучшить условия труда для всех рабочих”. И по мере своих финансовых возможностей компания направляет средства на эти цели. В частности, в этом году была дополнительно утверждена программа ремонта столовых и санитарно-бытовых помещений в объеме 800 миллионов рублей, которая рассчитана на два года.

Работники АВТОВАЗа имеют возможность получать качественное горячее питание в столовых на территории предприятия. При этом вазовцы, согласно условиям колдоговора, оплачивают только 34% от стоимости обеда путем удержаний через расчетку. А с 1 октября 2014 года все работающие в ночную смену питаются бесплатно – по решению президента компании установлена дотация на питание в размере 100% на действующую стоимость талона в 100 рублей.