Конец года – повод подвести итоги, наметить новые планы. Вот и АВТОВАЗ делает очередные заявления. В планах на 2025 год – произвести 500 тысяч автомобилей. Цифра солидная, обнадеживающая. Вселяющая уверенность в том, что предприятие будет работать стабильно. Но так ли это на самом деле? Давайте вспомним предыдущие заявления руководства автогиганта.
Год прошёл, и все забыли?
О том, что 28 декабря 2023 года совет директоров АВТОВАЗа утвердил производственный план предприятия на 2024 год в количестве 500 тысяч автомобилей LADA, сейчас стараются громко не говорить. Ведь уже спустя три недели после этого заявления, на выставке «Россия» на ВДНХ, глава отечественной автокомпании Максим Соколов сказал, что план может быть скорректирован. Хотя цифру в полмиллиона преподносили как прорыв десятилетия, умолчав, что некогда производили 700 тысяч и более автомобилей.
Подозрения в том, что компания может не справиться с производственным планом, появились уже в середине года. Опубликованные цифры по выпуску автомобилей на июнь стали последней официальной информацией. На июль предприятие выпустило с начала 2024 года 235 815 автомобилей, сообщил официальный представитель АВТОВАЗа Сергей Ильинский. Не забыв похвастать, что в июне производство автомобилей LADA выросло в 2,9 раза – до 45 238 единиц, по сравнению с прошлым годом.
О чём молчит руководство
Сергей Ильинский этим летом забыл сказать, что впереди у предприятия еще корпоративный отпуск в три недели простоя конвейера. Что предприятие остро нуждается в сотрудниках рабочих специальностей, что испытывает проблемы с импортозамещением и поставками деталей даже из дружественных стран. То ли оставил оправдания на конец года, понимая, что за такие откровения по головке не погладят. Зато, не стесняясь, заявил о возросшем темпе работ: «Мы уже немного увеличили скорость производственных линий этим летом. Если раньше мы говорили о том, что с конвейера АВТОВАЗа сходит автомобиль раз в 26 секунд, то теперь – каждые 25 секунд. Осенью увеличение скорости производственных линий продолжится, и мы выйдем на максимально возможные темпы производства: один автомобиль каждые 20 секунд».
Ильинский при этом не упомянул, что раньше производственный план в 700 тысяч автомобилей выполняли больше 120 тысяч рабочих, сегодняшние полмиллиона авто делают 40 тысяч. То есть каждый сотрудник сегодня работает в два раза больше. Подтверждением тому служит и статистика об уровне заработной платы, которой гордятся сами работодатели. За последние 2 года средняя величина заработной платы по основным рабочим, без учета руководителей высшего звена, выросла с 50 тыс. рублей до более чем 100 тыс. При этом индексация за те же 2 года была на 19% в 2023-м и на 14% в 2024 году. Несложно посчитать, что зарплата выросла примерно до 68 тысяч рублей. Откуда взялось 100 тыс.? Всё просто: работа по 10-12 часов, работа в субботу, иногда в воскресенье.
Противоречивая информация
Про то, что сегодня отсутствует информация по производству, сказано выше. Но косвенно о количестве выпускаемых автомобилей можно судить по статистике реализуемых автомобилей. Да, это не одно и то же. Но судя по относительно пустой площадке готовой продукции и отсутствию остановок конвейера, можно эти две цифры приравнять с учетом погрешности.
Итак. По официальной статистике, предоставленной самим предприятием, за 11 месяцев этого года продано 417 тысяч автомобилей LADA. Учитывая предыдущие годы, статистику продаж, можно предположить, что АВТОВАЗ сможет реализовать еще 43-45 тысяч авто за последний месяц года. Итого 460-462 тысячи автомобилей.
Сумятицу в понимание ситуации внес новый исполняющий обязанности главы Тольятти Илья Сухих, посетивший АВТОВАЗ 3 декабря. На встрече Максим Соколов уверил его, что «до конца месяца компания, как и планировалось, преодолеет производственную отметку в 500 тыс. машинокомплектов в год».
Но уже 4 декабря в кулуарах форума ВТБ «Россия зовёт!» Максим Соколов заявил о том, что компания задумалась снизить ранее утвержденный производственный план на фоне падения спроса в настоящее время. Следуя логике и заявлениям: АВТОВАЗ произведет 500 тысяч автомобилей, но продаст тысяч на 40 меньше (месячный план продаж, между прочим).
История циклична
Сегодняшняя ситуация на автозаводе сильно напоминает 2006 год, когда на предприятии произошло затоваривание площадки нераспроданными автомобилями. Правда, нынешняя ситуация, возможно, будет пройдена более легко, так как шапкозакидательский план составляли исключительно с учетом переработок, увеличения норм выработки, увеличения скорости работы. Между тем предприятия-смежники, производители автокомпонентов уже начали предупреждать об увольнении набранных летом 2024-го рабочих.
Заявка в 500 тысяч произведенных автомобилей на 2024 год и следом за ней оговорка о возможном снижении плана повторяется один в один и с производственным планом на 2025 год…
Размышлял о производственном плане Григорий Басистый
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 12.12.2024
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022