Отдых в Сочи 2: Остановка в Волгограде

волгоград город вечер

Продолжаю рассказывать о своей поезде на отдых в Сочи. Начало истории читайте ЗДЕСЬ.

Город-герой Волгоград встретил 30-градусной жарой, которая едва ли способствует долгим прогулкам, да еще на фоне накопившейся за ночь в поезде усталости. Сдав чемодан в автоматическую камеру хранения, мы первым делом отправились позавтракать в ближайшую к вокзалу столовую.

Первое, что попалось на пути – внушительных размеров здание редакции газеты «Волгоградская правда», издающейся с 1917 года. Сейчас оно, впрочем, больше напоминает памятник советской эпохе: величественное, но обветшавшее, с потрескавшейся штукатуркой, старыми окнами, да и людей у входа почти не было.

Также обратили внимание на большое количество крупной саранчи на асфальте, детских площадках и стенах домов. Насекомые старались пробираться внутрь магазинов, залетали на балконы нижних этажей, а уж сколько раздавленных лежало на дороге – не сосчитать. Нас это слегка шокировало, однако местные спокойно проходили мимо и даже немного удивлялись, глядя на то, как я пытаюсь фотографировать саранчу.

Судя по информации в интернете, многие волгоградцы действительно уже привыкли к таким нашествиям и даже пытаются находить в них плюсы. Вот что написала одна из местных жительниц:

– Мошек меньше и комаров. Видимо, саранча ими питается. Плюс, дети гоняются за насекомыми, ловят их, всем хорошо. Мы же не фермеры, чтобы расстраиваться.

На некоторых сайтах даже появились (уж не знаю, в шутку или нет), рецепты приготовления блюд из саранчи, которые с удовольствием употребляют жители Юго-Восточной Азии.

Одним из пунктов посещения Волгограда значился проезд на скоростном подземном трамвае, являющемся аналогом метрополитена. Увы, но в связи с реконструкцией линии этот вид транспорта оказался недоступен, и пришлось воспользоваться переполненным троллейбусом, который минут за двадцать довез нас до Мамаева кургана. Проезд стоит 30 рублей, причем кондукторов в салоне нет, а оплата происходит на входе (через дверь возле водителя) либо с помощью установленных в салоне электронных терминалов.

Неспешный пеший подъем к монументу «Родина-мать зовет!» занимает не менее получаса. Здесь традиционно много организованных туристических групп (мы видели гостей из Орла, Белгорода, Москвы), правда, непонятно, специально они приезжают в Волгоград или останавливаются здесь, как мы, по пути на черноморское побережье.

Местные таким наплывом отлично пользуются, организовав продажу сувениров с военной тематикой. Это всевозможные магнитики на холодильник, тарелки, подковы, монеты, зажигалки, копии танков, колокольчики, патроны и так далее. Очень много сувениров с изображением Сталина, начиная от металлических кружек и заканчивая бюстами.

В начале подъема сидят местные знатоки истории, предлагающие прогуляться по памятным местам за умеренную плату. Мы решили сэкономить и скачали аудиогид в интернете. Кроме того, возле каждого из памятников стояла какая-нибудь группа, и никто не запрещал послушать экскурсовода.

– Обратите внимание: в центре площади находится скульптура «Стоять насмерть», – сказал один из них. – Мужественное лицо солдата, в его глазах непреклонная решимость, губы тронула едва заметная презрительная улыбка. В одной руке граната, в другой – автомат. Он, словно каменная скала, вырос из-под земли и преградил путь врагу. У основания фигуры начертаны слова из приказа № 227 от 28 июля 1942 года: «Ни шагу назад! Стоять насмерть!» и клятвы солдат – «За Волгой для нас земли нет!»

Другой гид зачитывал строки из воспоминаний пленных немецких офицеров:

– Мы не верили, что обычные смертные могут так сражаться. Нет, это не люди воевали против нас в Сталинграде…

Неподалеку пожилой волгоградец проводил свою экскурсию, рассказывая приезжим о героях тех времен:

– Вот эта мемориальная плита посвящена чеченскому пулеметчику, Герою Советского Союза Ханапше Нурадилову, который в свои 18 лет уничтожил около тысячи немецких солдат. Погиб 12 сентября 1942 года. Ежегодно глава Чечни присылает сюда делегацию с цветами, чтобы почтить память этого человека. И таких героев здесь много десятков.

Перед тем, как подняться на вершину кургана, попадаешь в зал воинской славы – круглое помещение без окон с отверстием наверху. Внутри горит Вечный огонь, оформление которого выполнено в виде скульптурной руки с факелом, а на стенах высечены имена погибших воинов с указанием звания.

Солдатам из почетного караула едва ли не каждую минуту приходилось делать замечания туристам. Одни начинали громко разговаривать, другие не снимали при входе головной убор (нужно понимать, что это не просто музей, а место, где похоронены более 35 тысяч защитников Сталинграда), третьи вообще чуть ли не на стены лезли, чтобы сделать удачное фото. Плюс дети, которым скучно просто ходить и надо бегать по ступенькам, периодически повизгивая.

Подходя к памятнику «Родина-мать зовет!», некоторые удивлялись, что нельзя пройти внутрь и подняться наверх.

– У нас родственники в Нью-Йорке живут. Так там на статуе Свободы смотровая площадка есть, – с неким разочарованием в голосе сказал подросток лет пятнадцати. – А еще я видел в передаче «Орел и решка», что ведущего пустили внутрь «Родины-матери»…

Окружающие посмотрели на него с осуждением, а экскурсовод сказал:

– У нас тут, слава Богу, не Нью-Йорк. Вот дверь, но она всегда закрыта. Внутри находятся автоматические системы, которые следят за безопасностью конструкции. Вмешательства человека не требуется. Лишь раз в неделю специалист приходит для проверки. А вообще, там столько всяких лабиринтов, что простой посетитель наверняка заблудится и даже не найдет место, где свет включается.

Вообще, впечатления от мемориального комплекса смешанные. С одной стороны, поражаешься масштабами и величием скульптур, а с другой – немного коришь себя за то, что спокойно, без лишнего содрогания сердца, ходишь по местам, где 80 лет назад погибли около двух миллионов человек, включая мирных жителей. Для одних – это музей под открытым небом, для других же – место памяти и скорби, где не стоит повышать голос и уж тем более рассиживаться на газоне, складывая губы уточкой в попытке сделать селфи.

Рядом с Мамаевым курганом расположены красивый сквер с фонтанами (чем-то он мне напомнил нашу новую набережную) и стадион, построенный к чемпионату мира по футболу. К сожалению, матчи высокого уровня там сейчас почти не проводятся, поскольку местная команда «Ротор» выступает в третьем по статусу российском дивизионе.

Из-за сильной жары мы решили отказаться от поездки в музей-заповедник «Сталинградская битва» (там, помимо прочего, размещены образцы военной техники, а также разрушенная мельница Гергардта) и отправились на набережную. По дороге часто встречались специально оборудованные площадки, на которых можно было сфотографироваться рядом с надписью: «Сталинград – родина Победы!» А еще много памятников, связанных с героической обороной города.

Сама набережная очень красивая, с прилегающими к ней летними кафе и домами послевоенной постройки. Цены там, конечно, высокие (300 рублей за кружку пенного и 200 – за бутылку лимонада), но всё равно зашли посидеть в тенечке в компании прыгающей по полу и столам саранчи.

В целом сделал вывод, что Волгоград достоин того, чтобы целенаправленно приехать сюда дня на четыре, а может быть, и на неделю. Помимо многочисленных обзорных экскурсий, там предлагают поездки на Волго-Донской канал, в Элисту, на соленое озеро Баскунчак, остров Людникова, в казачью станицу Вёшенскую (там жил и работал Михаил Шолохов) и другие места.

Как мы отдыхали в Сочи: Чудеса плацкартного вагона

Илья Просекин, Тольятти – Сочи – Тольятти
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 28 (1463) 21.07.23
Продолжение следует