Выставку, посвященную 20-летию этой творческой организации, в Тольяттинском художественном музее представляли и открывали супруги – художники Надежда и Александр Нагнибеда. Только по пути домой я подумала, как точно подходит говорящая фамилия художникам, главным в Творческом союзе художников России (ТСХР) нашей областной столицы.
Идеологи своего художественного братства Надежда и Александр Нагнибеда решили сделать самую задиристую выставку, дав задание всем своим писать «Кураж». Судя по названию экспозиции, которое они придумали для взрослого юбилея своего родного ТСХР, любую беду если уж не руками разведут, то точно пригнут, любую скуку в бараний рог согнут.
И ведь написали! Более ста работ приехало в наш город из Самары и Пензы, чтобы показаться тольяттинцам в их любимом художественном музее. А это целых сто встреч с авторским искусством самарчан и не только.
Конечно, на открытии экспозиции были не все 20 авторов представленных у нас работ, но многие живописцы все же приехали в гости, чтобы, как говорится, и себя показать, и на других посмотреть. И на вопросы журналиста «Площадь СВОБОДЫ» ответить. Например, Елена Салова, создавшая, казалось бы, вполне декоративное и жизнерадостно-динамичное полотно «Операция. Я там была», призналась, что на ее холсте тот самый коридор между жизнью и смертью, который она увидела во время операции. И он светился и мигал яркими желтыми бликами в определенном, практически музыкальном, ритме. Правда, не по часовой, а против часовой стрелки. Я стушевалась: не поймала подлинного настроения работы. Но меня тут же успокоили: все правильно, это именно жизнерадостный свет, потому что жизнь не конечна.
Пензенский живописец Ирина Попова, сочинившая свой «Мужской разговор» на птичьем дворе, призналась нам, что две ее главные любви – это дети и животные. Петушиный спор и индюшачье надувательство в ее работах как раз из этой серии.
Покуражиться в ключе наивного искусства решил художник Андрей Данилов. Его яркие, почти детские «Яхтсмен» и «Сказка» вполне соответствуют идее, в которую погрузила всех коллег начальница самарского союза Надежда Нагнибеда: кураж. Кстати, сама Надежда покуражилась на ниве натюрморта: ну какой праздник без шашлыка? Было аппетитно.
Кстати, о праздниках. Лилия Сафонова написала симпатичное лирическое масленичное гулянье, в котором (не нами придумано) не покуражишься – не попразднуешь.
Мне очень понравилось «Раздолье для шмелей» от Елены Островской: вроде бы просто летний кусочек пейзажа, вроде бы просто цветочки цветочками, а прислушайся… Где-то там, в этом безудержном и живом цветочном раздолье, какой-нибудь бесшабашный шмель затеял свой веселый куражливый гуд. И вы услышали?
Самарчанка Елена Жильцова наивно расследует в своем живописном и тоже наивном триптихе приключения красных сапожек. Где они были, где не были, а до Тольяттинского художественного музея добрались.
И вы туда собирайтесь. Директор музея Марина Баранова лично вас приглашала. Честное слово.
Марта Тонова, газета «Площадь СВОБОДЫ»