Мэрия Тольятти собирается заменить автобусных кондукторов турникетами.
В следующий понедельник, 7 декабря, в Тольятти могут заработать в тестовом режиме автобусы с турникетами на входе и выходе. Как рассказал вчера мэр Тольятти Сергей Андреев, в течение трех месяцев в городе будет проходить эксперимент по работе транспорта с эдакими техническими новшествами. По его итогам муниципальные власти будут принимать решение, переходить на новую систему оплаты проезда или нет. По словам Андреева, пока по городу будет ездить пять автобусов с турникетами, причем их будут пускать по всем городским маршрутам, чтобы посмотреть, какие плюсы и минусы дает такое нововведение.
Транспортный эксперимент, как заверил мэр, не обременит городскую казну — он проводится абсолютно бесплатно для нас. Оборудование предоставляет компания, занимающаяся его продажей. А вот в дальнейшем, если будет принято решение о том, что турникеты нас устраивают, придется хорошенько раскошелиться. По словам Андреева, комплект из двух турникетов, необходимых в один автобус, стоит 400 тысяч рублей. По словам представителей АТП-3, в городе у нас сейчас 120 автобусов. Путем несложных арифметических подсчетов получаем, что закупка турникетов на весь подвижной состав обойдется в 48 млн рублей.
При остром дефиците бюджета, да еще и накатившем экономическом кризисе, сумма кажется совершенно неподъемной для города. Впрочем, мэр Сергей Андреев дал понять, что мы необязательно будем тут же закупать оборудование — можем подождать год-другой или больше, пока стабилизируется ситуация. Главное сейчас — это понять, нужны нам турникеты или нет.
«По нашим расчетам, турникеты должны окупиться за 10 месяцев, — сообщил корреспонденту начальник службы эксплуатации МП «ТПАТП № 3» Евгений Матвеев, — с учетом каких-то накладок, пусть ориентировочно это будет год, но прибыли турникеты нам не принесут. Они будут окупаться за счет отсутствия на линии кондуктора. Сейчас на нашем предприятии работают 350 кондукторов. Зарплата одного кондуктора в среднем 15 тысяч рублей в месяц, без учета налога. Так что можете сами все посчитать».
По словам Матвеева, ели будет принято решение отказываться от кондукторов в пользу турникетов, то это будет происходить постепенно: «Большинство кондукторов — пенсионеры, так что их убыль происходит естественно и без средств к существованию они не останутся. Часть людей мы готовы перевести на работу контролерами. За год на АВТОВАЗе было сокращено 10 тысяч человек, и ничего. В сравнении с этим 300 человек — не так уж много».
Мэр Тольятти дополнил, что работа автобусов, оборудованных турникетами, скорее всего, повлечет увеличение времени на посадку-высадку пассажиров, время автобуса в пути вырастет и, соответственно, встанет вопрос об увеличении подвижного состава, а значит и о приеме на работу новых водителей.
Журналистам показали один из экспериментальных автобусов — МАЗ-103 (большой вместимости). Машина трехдверная, турникеты на ней установлены в первой и средней двери, а задняя дверь держится закрытой. Войти и выйти из автобуса можно будет через любой из турникетов при наличии транспортной карты. Продаются они, к слову, в киосках Роспечати, табачных сетях и многих других местах. Всего в Тольятти, по информации мэрии, сейчас около 250 точек продажи транспортных карт, и там же можно пополнять их баланс.
Итак, при входе в автобус нужно легким движением руки приложить карту к считывающей панели турникета — загорается зеленая лампочка и можно входить. При этом с карты снимается 20 рублей за проезд. Чтобы выйти из автобуса, надо тоже приложить к турникету транспортную карту, но деньги с нее уже не снимаются — идет просто учет высадки пассажира. Получается, что карту надо использовать и при входе, и при выходе из автобуса. Процесс, как убедился наш корреспондент, простой — секундное дело: один раз попробовал и сразу научился. Другое дело, если будут происходить какие-то сбои или поломки, как это обычно бывает с техникой. В транспортном управлении подтвердили, что поломки турникетов, скорее всего, неизбежны. И самое главное, если у человека нет транспортной карты, ему придется покупать ее у водителя, на что нужно время. Вот и будут автобусы задерживаться на остановках. Еще один кажущийся минус турникетов — узкий проход. Его ширина в средней двери составляет 60 см, а в передней и того уже. Если у вас коляска или большая сумка, нужно будет лезть только в среднюю дверь. Впрочем, и без турникета «колясочник» может воспользоваться только средней дверью — в переднюю ему не втиснуться. Специалисты транспортного управления уверяют, что в 60-сантиметровый проход проходит любая коляска. А чтобы она не застряла в «треноге» турникета, водитель нажимает кнопочку, и преграда опускается. Как уверяет Евгений Матвеев, люди с колясками заходят в автобус редко, дай бог один раз за рейс, так что проблем с колясками или крупногабаритным грузом возникнуть не должно.
Мэр Андреев считает, что турникеты окупятся, в том числе, за счет отсеивания «зайцев». Однако, как убедился наш корреспондент, залезть в автобус без карточки можно. Турникет перегораживает проход не полностью, оставляя зазор сантиметров 15, в который может легко просочиться любой не сильно толстый человек. Зайти и выйти из автобуса можно, нагнувшись и пройдя под турникетом. Особенно легко это будет сделать детям и подросткам. Опыт Москвы и Санкт-Петербурга показывает, что с вводом в эксплуатацию турникетов «зайцы» на Руси не перевелись и, скорее всего, даже не потеряли в численности.
Есть опасение, что вместо кондукторов теперь будут «брать на лапу» водители, имеющие возможность открывать турникеты кнопкой из салона. Однако, как объяснил Евгений Матвеев, все факты аварийного открывания турникетов фиксируются, и если таких случаев будет много, к водителю появятся вопросы. По словам Матвеева, так было, к примеру, в Москве на первых этапах после ввода на транспорте турникетов, после чего количество аварийных открываний турникетов быстро сократилось.
Евгений Матвеев, начальник службы эксплуатации МП «ТПАТП № 3»:
— Сейчас весь вопрос в том, как воспримут нововведение пассажиры. Будут ли им удобны турникеты, захотят ли они ими пользоваться. Например, в городе Энгельсе эксперимент был неудачным. Там турникеты установили на 20 троллейбусах. Их движение замедлилось, пошли жалобы от населения, в итоге муниципалитет отказался от нововведения.
фото: Площадь СвободыЕвгений Халилов, «Площадь Свободы»