Остался месяц на разработку стратегии развития отечественного автопрома

девушка работает на заводе

Ситуация в отрасли автомобилестроения стала вызывать беспокойство еще в период пандемии. Тогда из-за закрытых границ иностранные поставщики были не в состоянии предоставить отечественным производителям комплектующие.

В случае с АВТОВАЗом это приводило к временным простоям. Уже тогда руководство компании и федеральный минпромторг должны были всерьез задуматься об импортозамещении.

Но если первым это, возможно, было не совсем выгодно, так как у руля тольяттинского предприятия стояли те самые иностранцы, то для госчиновников это было, пожалуй, последним звонком перед более серьезным вызовом. Судя по дальнейшему развитию событий, звонок этот либо был не услышан, либо вовсе проигнорирован.

О поставщиках никак

Возможная неспособность к принятию самостоятельных и уж тем более эффективных решений привела к ситуации, когда в дело пришлось вмешиваться президенту РФ Владимиру Путину. Это произошло в июне 2022 года. Тогда во время Петербургского международного экономического форума глава государства провел совещание по вопросам развития автомобильной промышленности, в котором приняли участие руководители министерств (в том числе министерства промышленности) и автомобильных компаний (среди которых был и президент АВТОВАЗа Максим Соколов).

– Автопром традиционно завязан на многие смежные отрасли, смежные секторы экономики, включая металлургию, химическую, легкую промышленность, производство электронного оборудования, – заявил в июне Владимир Путин.

Очевидно, что в данном случае имелись ввиду и поставщики автомобильных комплектующих. По итогам же совещания глава государства дал ряд поручений, среди которых была и разработка стратегии автомобильной промышленности с учетом сегодняшних реалий. Сроком разработки Владимир Путин назвал 1 сентября.

Вслед за экономическим форумом президент АВТОВАЗа Максим Соколов провел 23 июня на площадке предприятия целую конференцию поставщиков. «Мероприятие было направлено на выработку механизмов реализации задач, поставленных 16 июня президентом России в ходе совещания, посвященного развитию автомобильной отрасли», – сообщала пресс-служба предприятия.

Далее в пресс-релизе перечисляются персоны, которые присутствовали на конференции. Помимо чиновников форум также посетили «руководители и представители предприятий-поставщиков из России и дружественных стран». Какие именно предприятия, какие дружественные страны были представлены, пресс-служба АВТОВАЗа сообщить не удосужилась. Весь пресс-релиз состоял в основном из цитат Максима Соколова. Словно информационный повод был направлен на пиар новоявленного президента автогиганта, а не на решение вопроса локализации отечественных автомобилей.

В этой связи редакция «Площадь СВОБОДЫ» еще 28 июня направила в адрес Максима Соколова запрос с уточняющими вопросами, которые не могут не возникнуть как в свете текущей ситуации, так и в связи с выпущенным АВТОВАЗом релизом. Среди прочего президенту предприятия предлагалось ответить на вопросы: какие организации-поставщики приняли участие в конференции? Какие были выработаны «механизмы реализации задач, поставленных 16 июня президентом России»? Какие отечественные предприятия являются поставщиками комплектующих?

На АВТОВАЗе с ответом не торопились. То ли потому, что не было особого желания информировать старейшее тольяттинское издание, то ли потому, что у Максима Соколова и без того немало важных задач. Лишь спустя две недели, 12 июля, после того как редакция «Площадь СВОБОДЫ» напрямую напомнила директору по коммуникациям АВТОВАЗа Сергею Ильинскому о запросе, тот все же направил ответ. По перечисленным выше вопросам в электронном письме от Сергея Ильинского говорилось, что «АВТОВАЗ не раскрывает детали коммерческого сотрудничества с поставщиками и контрагентами». Видимо, вопрос об отечественных поставщиках сродни военной тайне. Поэтому остается непонятным, как вышедший из-под иностранного влияния АВТОВАЗ выстраивает отношения со смежниками.

Отдельное внимание в запросе было уделено отечественным платформам производства автомобильной продукции, о которых заявлял Соколов, а также «технологическому суверенитету по критически важным технологиям и компонентам». Но и эти вопросы остались без ответа.

«Дождитесь принятия новой стратегии российского автопрома. Стратегия развития АВТОВАЗа станет частью этого документа. Вы также можете использовать последние интервью президента Максима Соколова центральным российским СМИ для цитирования», – прокомментировал эти вопросы все тот же Ильинский.

Одно радует в этой переписке – что «никаких планов по массовым сокращениям персонала в компании не существует».

«Напомню, что сейчас компания работает в режиме неполной рабочей недели. По положениям ТК РФ в таком режиме сокращения исключены», – заявил Ильинский в ответном письме.

Впрочем, не совсем ясно, было это частное мнение Сергея Ильинского или же позиция непосредственно АО «АВТОВАЗ». Дело в том, что, отвечая на запрос редакции, директор по коммуникациям даже не прислал ответ на фирменном бланке компании, за своей подписью или за подписью Максима Соколова. А это говорит либо о профессионализме ответственных за взаимодействие со СМИ лиц, либо об отношении этих самых лиц к городским СМИ.

Молчание минпромторга

Получается, что все упирается в стратегию, до окончания разработки которой фактически остался месяц. И к кому, как не к председателю совета директоров АО «АВТОВАЗ» и министру промышленности РФ Денису Мантурову, обратиться за комментариями по поводу этой самой стратегии.

В тот же день, 12 июля, «Площадь СВОБОДЫ» направила редакционный запрос на имя Дениса Мантурова в профильное ведомство. 19 июля в телефонном разговоре сотрудница пресс-службы министерства заверила «Площадь СВОБОДЫ», что письмо будет подготовлено в ближайшее время. Но на момент сдачи номера в печать ответа так и не последовало. Ни на официальном бланке, ни, как у Сергея Ильинского, простым электронным письмом.

А вот вопросы, которые были адресованы Денису Мантурову: кто определен в качестве ответственного лица за разработку указанной стратегии? Кто принимает участие в разработке стратегии российского автопрома (просим перечислить участников-разработчиков)? Какая роль в этой стратегии отведена отечественным производителям комплектующих? Каким образом они представлены в этой стратегии? Кто конкретно разрабатывает стратегию в отношении производителей комплектующих?

Ни на один из этих вопросов ни глава профильного ведомства, ни его подчиненные не ответили. И возникает другой вопрос: а кто-то вообще занимается разработкой стратегии? Ведь времени-то осталось всего ничего.

По факту непредставления министерством ответа на запрос редакции в установленные законом сроки «Площадь СВОБОДЫ» направила заявление в Генеральную прокуратуру РФ.

Спасибо за кондиционер

А пока вопрос с комплектующими и стратегией остается под завесой тайны министерства и АВТОВАЗа, руководство Самарской области ищет варианты разрешения ситуации с комплектующими. Так, 18 июля Тольятти посетил министр промышленности Республики Беларусь Петр Пархомчик. Это стало следствием визита губернатора Самарской области Дмитрия Азарова в союзное государство, где он вместе с президентом Белоруссии Александром Лукашенко обсудил вопросы сотрудничества, в том числе по линии АВТОВАЗа.

«В рамках переговоров с президентом АО «АВТОВАЗ» Максимом Соколовым обсуждены пути достижения взаимодействия в вопросах промышленной кооперации, импортозамещения и повышения уровня локализации, а также направления перспективного научно-технического сотрудничества в данных сферах», – говорится в официальном сообщении правительства Самарской области.

Странно, но на официальном сайте АВТОВАЗа об этой встрече с белорусским министром ничего не говорится. Возможно, даже сам факт такой встречи в понимании топ-менеджмента предприятия является «деталями коммерческого сотрудничества». Но вряд ли информация от АВТОВАЗа о переговорах с представителями белорусских властей в свете текущей ситуации нанесла бы предприятию ущерб. В конце концов, союзное государство.

Зато АВТОВАЗ успел сообщить, что «на Lada Granta вернулась востребованная опция». Речь идет о кондиционере. «Стоимость седана в версии с кондиционером – от 597200 рублей по госпрограмме льготного кредитования или от 745900 рублей без ее использования. За доплату можно приобрести опционные 15-дюймовые колеса с легкосплавными дисками», – говорится в сообщении.

На этом фоне имеет смысл вспомнить еще одно важное поручение руководителя страны по итогам вышеуказанного совещания. «Нужно обеспечить доступность легковых автомобилей для граждан, и прошу министра промышленности тоже на это посмотреть внимательно, в том числе и с коллегами из других наших ведомств – правительственных ведомств, конечно, прежде всего», – поручил Владимир Путин Денису Мантурову.

Но для начала, полагаем, нужно дождаться стратегии развития отечественного автопрома. А там и о цене поговорим.

Нина Терехина, газета «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 — 00766 от 21.01.2015