Как недавно подсчитали эксперты, средняя цена нового легкового автомобиля в нашей стране за последние 10 лет увеличилась более чем в три раза. Если в 2014-м она составляла около миллиона рублей, то теперь примерно 3,1 миллиона…
Самыми «черными» для автолюбителей годами стали прошлый, когда рост цен на машины составил 23,9 процента, а также 2015-й (+19,5%), 2021-й (+18,1%) и 2022-й (+20%).
Основными причинами столь существенного подорожания называют девальвацию рубля, ставки утилизационного сбора, увеличение стоимости логистики, инфляцию, а также дефицит поставок новых машин на российский авторынок, который наблюдался во время пандемии.
Аргументы, конечно, весомые, однако недоброжелатели продолжают обвинять АВТОВАЗ в нежелании повернуться лицом к простому народу. Мол, людям нужны недорогие модели, какими в свое время были «пятерка» или «Ока», а наш завод делает ставку на «Ауру» за 3 миллиона…
Некоторые специалисты даже предлагают вазовскому руководству брать пример с коллег из Индии, где средняя зарплата около 32 тысяч рупий (это 37 тысяч рублей). Там можно купить компактные автомобили стоимостью от 200 до 300 тысяч рупий (230-350 тысяч рублей), а за 600 тысяч – даже «Ниссан» приобрести. В России такие цены были лет 15 назад, а потом начался резкий рост, о котором говорилось ранее.
Аналитики с ностальгией вспоминают о том, как в далеком уже 2003-м человек с доходом в 50 тысяч рублей мог за полгода без проблем накопить на «семерку» или «Калину», при этом сильно не экономя и даже имея возможность снимать квартиру. Звучит как сказка о какой-то другой, почти райской жизни. Сейчас же самая бюджетная модель – «Гранта», однако даже ей далеко до индийских цен…
Кстати, на днях стало известно, что в Объединенных Арабских Эмиратах заработал сайт компании, представляющей интересы АВТОВАЗа. Там, в частности, указаны цены на автомобили для местных покупателей. К примеру, за «Весту» в ОАЭ просят минимум 88,7 тысячи дирхамов (это 2,4 миллиона рублей), а за классический внедорожник «Нива» – от 67 тысяч (1,8 миллиона рублей).
Продажи планируется запустить в конце года, однако недоброжелатели уже успели отметить, что за такие деньги в Эмиратах можно купить «Тойоту Ярис». Что поделаешь, если теперь АВТОВАЗ позиционируется себя не как бренд для людей с ограниченным достатком (помните фразу президента о том, сколько картошки влезет в «Гранту»?), а как производителя, стоящего в одном ряду с «Ниссаном», «Тойотой» и другими.
Да и зачем заводу задумываться о дороговизне своей продукции, если машины даже по таким ценам хорошо разбирают? Народ ведь у нас постоянно боится очередного подорожания, стараясь купить сегодня то, что завтра будет стоить еще больше. То есть основным двигателем торговли стали страх и неуверенность в завтрашнем дне.
К примеру, по итогам октября зафиксирован лучший за последние 3,5 года результат по продажам новых автомобилей (более 171 тысячи штук), в полтора раза превышающий показатель 2023-го. Что касается итогов десяти месяцев, то объем российского авторынка за этот период составил 1 миллион 326 тысяч штук, показав рост на 60 процентов!
Лидируют, как обычно, вазовские модели, которых в октябре было продано 42 875 (это чуть более четверти от 171 тысячи). Самыми популярными среди них остаются «Гранта» (19 899) и «Веста» (9 015).
Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 43 (1529) 08.11.24