Основная проблема детско-родительских отношений

Наталья Каштанова
фото: "Площадь Свободы"

Более 40 процентов родителей тольяттинских школьников определили компьютерную зависимость ребенка как основную проблему отношений отцов и детей.

«И друг, и враг одновременно» — такое определение дают компьютерам психологи. Поводом для обращения к теме стала статистика, озвученная на днях на городском родительском собрании: 41,3 процента тольяттинцев определили компьютерную зависимость ребенка как основную проблему детско-родительских отношений.

Опрос мнений и анкетирование проводились на четвертом городском форуме родителей «Вместе ради детей». Вот как прокомментировала проблему педагог-психолог центра внешкольной работы «Диалог» Наталья Каштанова:

— Зависимость подразумевает многочасовые просиживания детей за компьютером, на первом месте зависимости стоят компьютерные игры, потом — социальные сети и поиск информации.

По словам Натальи Юрьевны, компьютерная зависимость гораздо серьезнее и сложнее, чем всякая другая химическая зависимость — алкогольная или наркотическая. Почему? Один на один с компьютером ребенок приобретает свободу, которой ему может не хватать в реальной жизни. Игры до известной степени стимулируют воображение, вовлекая детей в новые подвижные, яркие миры. Манипуляции с компьютером производятся легко. И эта легкость, с которой совершаются сложные операции в виртуальном мире, чрезвычайно привлекательна для ребенка, ведь в реальности все пока дается с трудом.

При этом компьютерная зависимость весьма ощутимо отражается на физическом здоровье. Происходят многочисленные нарушения — портятся осанка, зрение, пищеварение, ухудшается работа желудочно-кишечного тракта. Во время игры теряется контроль над временем, дети теряют аппетит, забывают про еду, перекусывают, не отходя от компьютера. Кроме того, при компьютерной зависимости встречаются психические нарушения, появляется агрессия, жестокость, которые приводят к проблемам общения у зависимых детей, как с их родителями, так и со сверстниками.

Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Играющий полностью идентифицирует себя с компьютерным персонажем, полностью входит в роль. А роль эта, как правило, агрессивная: драки, убийства, насилие. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. На третьем месте опасности — стратегические азартные игры, например, покер.

Что может послужить сигналом к родительскому беспокойству? Наталья Юрьевна рассказала, что есть временные нормы нахождения ребенка за компьютером. Когда они нарушаются, родитель должен обеспокоиться. До 4 лет ребенка до компьютера не рекомендуется допускать вообще, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 4 до 6 лет ребенка можно начинать знакомить с компьютером, тратя на процесс не более 15-20 минут в день. Для подростка 10-12 лет время можно увеличить не более двух часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывом. Если ребенок нарушает временные нормы, проявляет агрессию, когда вы пытаетесь его от компьютера оторвать, — это уже первый сигнал задуматься. Но ни в коем случае нельзя резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, если он уже втянулся в них. Можете вызвать агрессию, спровоцировать жестокость к себе.

Компьютерную зависимость можно предотвратить. Надо разговаривать с ребенком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов. Постараться занять его в кружках, секциях, приобщить к домашним обязанностям, к совместным походам, поездкам — пусть на компьютер не останется времени. Личный пример никто не отменял. Родитель — образец для подражания. Если папа и мама не выпускают компьютер из рук, о каких нормах могут говорить ребенку? Сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка. Вместе с детьми играйте в реальные настольные игры.

А если ребенок уже «заболел», нельзя идти путем насилия, вводить строгие запреты и ограничения. Надо постараться выйти на диалог, объяснить, когда занятия за компьютером могут приносить пользу, а когда — вред. Надо установить небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Если сокращать время постепенно удается, идите этим путем до установления нормы. Если ребенок обещает, но не выполняет, значит, его зависимость сильнее его самого.

Необходимо обратиться к специалисту-психологу. Наталья Юрьевна рассказала реальный случай. Подросток был зависим от компьютера, «взламывал» все пароли, которые устанавливали родители с целью ограничения доступа. Проводилась комплексная работа психологов, родителей, появился частичный результат, но полное избавление от зависимости произошло только в армии. Однако число таких крайних случаев все-таки снижается, потому что педагоги и психологи стараются информировать о последствиях компьютерной зависимости как родителей, так и детей.

По статистике, мальчики более склонны к компьютерной зависимости. Девочки более коммуникабельные, им проще найти реальное общение среди своих сверстников. Мальчики более активные, им необходимо действовать, а цели свои, повторим, проще достигать в игре. Самый подверженный компьютерной зависимости возраст — 13-14 лет.

— Что такое компьютер с точки зрения психолога? — спросила я у Натальи Юрьевны под занавес нашей беседы.

— Это и друг, и враг одновременно. Чтобы не причинить ребенку вреда, баланс найти можно. Мы систематизировали значимые материалы, связанные с компьютерной зависимостью у детей, и приглашаем всех родителей на бесплатный семинар. Он пройдет 18 февраля в 18.00 по адресу: ул. Советская, 51а, в муниципальном учреждении дополнительного образования детей, центре внешкольной работы «Диалог».

Интересно:

189 миллионов интернет-пользователей США, по данным New York Times, страдают компьютерной зависимостью, в том числе и от компьютерных игр.

Первая клиника для лечения интернет-зависимости появилась в 2005 году в столице Китая Пекине. Принцип ее действия был основан на базе центра лечения алкоголиков и наркоманов. Сегодня в российских клиниках тоже лечат от «рабства» Всемирной паутины, видеоигр и компьютера. При этом пациентам часто приходится принимать психотропные вещества и иногда лежать под капельницей.

В январе 2015 года очередной азиат отправился на кладбище, переиграв в компьютерные игры. В этот раз некий 32-летний мужчина из Тайваня провел за компьютером в интернет-кафе примерно трое суток, непрерывно играя в одну из боевых MMORPG. Врачи поставили посмертный диагноз: сердечная недостаточность и внезапная смерть на почве усталости от продолжительной игры.

Наталья Каштанова
фото: “Площадь Свободы”

Ольга Пимантьева, газета “Площадь Свободы”