ОСАГО: НОВОЕ

    девушка держит осаго в руках

    Новшества будут применяться к отношениям, возникшим из договоров ОСАГО, заключенных после 24 августа 2020 года.

    25.05.2020 принят закон об индивидуализации тарифов ОСАГО, который позволит страховым компаниям учитывать личные характеристики водителя при расчете стоимости страхования.

    Сегодня стоимость полиса ОСАГО рассчитывается следующим образом: страховщики выбирают базовый тариф в пределах коридора, установленного Банком России (для легковых автомобилей физических лиц – от 2746 до 4942 руб.), который впоследствии умножается на ряд коэффициентов:

    КТ — коэффициент территории использования ТС;

    КБМ — коэффициент «бонус-малус» (поощрение за безаварийное вождение);

    КВС – коэффициент возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению ТС;

    КО — коэффициент количества лиц, допущенных к управлению ТС;

    КМ — коэффициент мощности двигателя ТС;

    КС — коэффициент периода использования ТС;

    КН — коэффициент наличия нарушений правил страхования;

    КПр — коэффициент использования ТС с прицепом.

    Именно потому, что страховые компании устанавливают разные базовые тарифы, стоимость страховки у страховщиков одного и того же региона может различаться почти в два раза. Но при этом выбранный конкретной страховой компанией базовый тариф распространяется на всех водителей региона.

    В новой версии закона об ОСАГО для одной территории можно устанавливать разные значения базового тарифа для аккуратных водителей и нарушителей. Конкретные значения (в пределах максимальных и минимальных значений базовых ставок, установленных Банком России) будут выбирать страховые компании.

    Во-первых, стоимость полиса может увеличиться в случае заключения договора обязательного страхования в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством за следующие правонарушения, совершенные однократно:

    — управление транспортным средством в состоянии опьянения;

    — нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц;

    — невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

    — оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

    Во-вторых, как фактор риска страховщики могут учесть одно из следующих правонарушений, совершенных неоднократно в течение года, предшествующего дате заключения договора обязательного страхования:

    — проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;

    — превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час;

    — выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения.

    Исключение: не учитываются нарушения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами (то есть выявить их должен инспектор, установив при этом личность водителя), а также правонарушения, которые повлекли ДТП, сказавшиеся на КБМ водителя (эта оговорка сделана, чтобы не наказывать водителя дважды: повышенным КБМ и высоким тарифом одновременно).

    В-третьих, повышенный тариф может применяться при наличии иных факторов, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размерпричиненного вреда. Пока не совсем ясно, что имеется в виду, но, например, под это определение могут попасть владельцы мощных спортивных машин.

    Закон не обязывает страховые компании назначать высокий тариф для нарушителей, а лишь даёт такую возможность.

    Подготовлено юридическим отделом ППО АО «АВТОВАЗ» АСМ РФ