Опять тольяттинские Нью-Васюки?

улица Фермерская указатель

Вечно «перспективная» будущая дорога, соединяющая Тольятти с центром села Подстепки через реконструкцию улицы Фермерской, отмечает в этом году печальный юбилей: с того момента, как чиновники заявили о разработке этой немаловажной для горожан и сельчан магистрали, прошло пять лет.

За это время «Фермерская» даже не покинула кабинеты, так и оставаясь в виде проекта на бумаге.

Тольяттинцы, а также жители сел Подстепки и Приморский успели услышать обещания «вот-вот» начать строительство дороги как от мелких чиновников, так и от начальства покрупнее, и даже от целого главы региона.

Обещания эти на итоговый результат не повлияли. Дороги нет. Транспортный коллапс – не за горами.

Непреодолимая халатность

О разработке проекта «Строительство магистральной улицы районного значения транспортно-пешеходной в продолжение улицы Дзержинского от Московского проспекта до улицы Фермерской» местная власть сообщила еще в 2020 году.

Затем экс-глава Самарского региона Дмитрий Азаров на встрече с вазовцами пообещал построить «Фермерскую» к 2022 году. Не срослось. Когда стало понятно, что 2022 год навряд ли порадует какими бы то ни было результатами, чиновники бравурно пообещали развязать «фермерский узел» к 2023 году.

Но, увы. В 2023 году проект «Фермерской» так и остался на бумаге. Прояснить ситуацию тогда решили депутаты городского парламента от КПРФ седьмого созыва, вызвав на «очную ставку» работников администрации Ренца.

На заседании постоянной комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию, которое прошло в январе 2023 года, городские чиновники озвучили множество причин буксования проекта. Причем назвать многие из них уважительными было очень трудно.

Так, действующий на тот момент заместитель главы городского округа Тольятти Андрей Дроботов посетовал, что долгожданная дорога проектировалась уже три раза, и, к примеру, одной из причин очередной перепланировки стала «внезапная» смена статуса в 2021 году Ягодинского шоссе, к которому по плану должна была прилегать «Фермерская».

Дескать, «неожиданный» для чиновников казус произошел в том самом 2021 году, когда реконструкция Ягодинского шоссе уже подходила к концу, т.е. когда все бумажные вопросы были давно решены. Ну не халатность ли это? Мы считаем, что халатность. Ведь о проектах самарского правительства построить Климовский мост и трассу к нему было известно еще в 2017 году.

Рабочая неработоспособность

Не меньше странностей было и с подрядчиком, который разрабатывал проект. В ходе беседы с чиновниками выяснилось, что проект вышел неработоспособным, но при этом были подписаны… все акты выполненных работ.

Дроботов заявил: мол, проектировщики выполнили свою работу согласно техническому заданию, но в дело вмешались некие «непреодолимые условия».

Дескать, чтобы работа не пропала зря, чиновники решили внести в проект правки. Но не просто так, а в рамках гарантийных обязательств. Понимаете, да? Проектировщик всё сделал хорошо, но правки будут делать в рамках гарантийных обязательств. Ну и так далее.

Более подробно о ходе той беседы «Тольяттинский Навигатор» писал в марте 2023 года.

Спустя ещё два года

На дворе 2025 год.

«Тольяттинский навигатор» отправил запрос в адрес администрации с целью выяснить, что же сегодня происходит с многострадальной дорогой.

Согласно ответу администрации Тольятти от 7 августа 2025 года, проектная документация по «Фермерской» была разработана и отправлена на государственную экспертизу, но 14 апреля 2025 года был получен… отказ.

И на 7 августа 2025 года подрядная организация в лице ООО «БАЗИС» ведет работу по устранению выявленных недочетов для получения положительного результата.

Нет окончательного результата и с земельными участками, по которым должны провести «Фермерскую». Согласно ответу чиновников, в настоящее время ведутся работы с планами способов передачи в муниципальную собственность земельных участков.

Без изменений и ситуация с финансированием проекта: спросить деньги у области город планирует только после положительной оценки госэкспертизы.

В общем, у администрации Тольятти всё стабильно: проект «маринуется» на бумаге, земельные участки еще не в муниципальной собственности, а с финансированием никакой конкретики.

Вот такие они, 5 лет «кропотливой» работы над улучшением инфраструктуры городского округа и его окрестностей.

Особое мнение

Дмитрий Грачёв, общественный деятель:

– Фермерская дорога для горожан и сельчан очень важна: бум застройки Подстепок и Приморского, осложненный интенсивным многоэтажным осваиванием территорий за Московским проспектом, породил транспортные коллапсы. Реконструкция перекрестка «улица Спортивная – Приморский бульвар» и постройка современной трасы «Тольятти – село Ягодное» снизили градус напряжения, но это ненадолго.

Отсутствие вменяемой инфраструктуры в центральной части конгломерата «Тольятти – Подстепки – Приморский» неминуемо породит социальное недовольство. Ведь все земли восточнее села Ягодное рано или поздно будут застроены.

Нужно строить Фермерскую, нужно строить адекватные времени многоуровневые развязки на Обводном шоссе, нужно уже сейчас резервировать неразграниченные земельные участки, чтобы всякие умники потом не шантажировали государство и муниципалитеты. Хотелось бы, чтобы команда нового губернатора делала всё это сейчас.

Наталья Краснова, президент общественной организации «Русский Узор»:

– В Тольятти очень тревожная тенденция с развитием дорожной инфраструктуры. Новых объектов строят удручающе мало, а вот проблем при их строительстве возникает огромное количество. Взять хотя бы Офицерскую. Полотно протяженностью меньше километра строили с июня 2019-го, а открыли только летом 2022 года. Причем недочеты дороги устраняли и после ее открытия.

А сколько недочетов и переносов было с дорогой в микрорайоне «Калина»? Открыли ее с опозданием, с заросшим травой тротуаром и ямами на свежепостеленном асфальте. Дорога на бульваре Высоцкого тоже была провалена по срокам сдачи: итоговые сроки прокладывания около 1 километра дороги почти сравнялись со сроками строительства всей трассы Обхода Тольятти вместе с Климовским мостом. Инфраструктура – дело государево. Пока не увидим жесткого, принципиального подхода к этой теме, цивилизации мы в Тольятти не увидим.

Переживал за горожан и фермеров Александр Осипов «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 11.09.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022