Оптимизация: Отняли у одного — добавили другому

школьники 1 сентября

В последнее время слово «оптимизация» весьма распространено. Несмотря на то, что оно означает нахождение лучшего варианта для повышения эффективности учреждения, бизнеса или целой государственной отрасли, им чаще называют многие непопулярные в народе меры, которые принимает правительство РФ или чиновники на местах.

Оптимизация шагает по России

Так, под словом «оптимизация» системы здравоохранения происходит закрытие поликлиник, больниц, роддомов в населенных пунктах с небольшим количеством населения… Сокращение рабочих на предприятиях тоже величают оптимизацией. Вот и у нас в Тольятти не первый год идёт оптимизация сети образовательных учреждений. Под ней понимают объединение детских садов, школ и других социальных учреждений. От администрации города регулярно исходят инициативы что-нибудь с чем-нибудь объединить, и данный вопрос постоянно рассматривается постоянной думской комиссией по социальной политике. Но мы, коммунисты, всегда выступаем против. Потому что не видим наглядных преимуществ от слияния — ни для педколлектива, ни для воспитанников.

При этом меня как председателя независимого профсоюза «МОЛОТ» больше всего волнует то, что часть людей при объединении, называемом оптимизацией, обязательно будут уволены. В администрации не отрицают, что увольнения или сокращения состоятся, но не говорят, сколько человек останутся за бортом.

Циничная ситуация

Как депутат по избирательному округу №5 я недавно присутствовал на комиссии в департаменте образования, где рассматривался вопрос об оптимизации сразу нескольких социальных учреждений. И там тоже мне не ответили, сколько человек будет сокращено. Обычно без работы остаются один из двух заведующих (директоров), заместители, главный бухгалтер. При этом у оставшихся повышается оклад, потому как зарплата в детсадах и школах — общеобразовательных и спортивных — зависит от числа учащихся и количества подведомственных зданий.

Вообще, подобная оптимизация и нужна для того чиновникам, чтобы сократить как минимум двух высокооплачиваемых специалистов, а высвобождаемые средства разделить на всех оставшихся. Таким образом у нас выполняются майские указы президента, согласно которым доходы бюджетников должны расти. Но разве может увеличиваться зарплата без дополнительного вливания денег в отрасль? Конечно же, нет! Вот и «маркитанят» наши чиновники, придумывая различные способы роста доходов.

Я же считаю, что складывается довольно циничная ситуация, когда рост доходов одних сотрудников происходит за счёт увольнения других.

Сомнительные преимущества

Сотрудники городской администрации, работающие в департаменте образования, напротив, очень стараются убедить всех и вся в полезности подобных слияний. Так, они считают, что укрупнение бюджета объединённого образовательного учреждения есть благо для школ и детсадов. И упирают на то, что благодаря слиянию будет проще накопить на ремонт зданий, а также в образовательном учреждении будет задействовано больше образовательных программ для обучения.

Но это, считаю, есть профанация чистой воды. Ведь вместе с увеличением финансирования возрастает и число объектов. А количество новых программ все равно невозможно применить для обучения в рамках неизменных по времени курсов.

К примеру, департамент образования называет в качестве плюса от оптимизации-объединения то, что учителя одной школы (одного детсада) будут осваивать навыки другого педколлектива. И от этого, мол, повысится качество образования. А что, разве раньше педагогам не хватало знаний? Или, если педагог освоит сразу несколько методик преподавания того или иного предмета, дети станут лучше учиться? Сомнительно. Скорее всего, при этом возрастёт лишь количество дополнительных услуг, которые оплачивают родители. И которые зачастую навязываются им взамен основных.

И чтоб никто не догадался?

На комиссию по соцполитике, где мы рассматривали этот вопрос, специалисты департамента образования — то ли умышленно, то ли нет — представили нам сведения о положительных сторонах всех слияний школ и детсадов в городе аккурат под занавес рабочей недели. Таким образом, никто из присутствовавших депутатов не успел ознакомиться со сводной таблицей всех плюсов до заседания комиссии. Что также явилось поводом для того, чтобы отклонить решение администрации о слиянии очередных образовательных учреждений.

Родители также нередко выступают против объединения учебных учреждений. Вообще, перед данной процедурой обязательно должно быть учтено их мнение. Что и происходит. Но при этом проведение опроса никак не регламентируется: сколько родителей должны быть опрошены, сколько из них за слияние? Из представленных мне данных о проведенном опросе родителей в моем округе известно, что опрошено менее половины родителей воспитанников. И якобы 30% из них согласны на слияние. То есть 30% из всех родителей. Меньше трети. Мне кажется, что этого недостаточно для принятия решения. За день до комиссии я самостоятельно опросил родителей. Большинство опрошенных высказались против объединения детских садов №126 и №128.

Признали нецелесообразным

Посему я подготовил собственный проект решения комиссии, в котором указал, что оптимизация в виде объединения нецелесообразна. И неоправданна. На это специалист комиссии думы сообщила, что, пожалуй, впервые за всю историю думы сложилось так, что депутат подготовил альтернативное решение на комиссии.

Я призвал коллег не голосовать за решение администрации ввиду того, что депутаты не были ознакомлены с преимуществами подобной оптимизации. И был поддержан ими – решение об объединении образовательных учреждений мы отклонили.

Дистант убивает

Как мы знаем, во время пандемии многие службы работали в удалённом, или дистанционном режиме. Вот и Государственная инспекция труда также дистанционно проводит обучение по технике безопасности. Более того, мне известно, как происходит это обучение удалённо.

Повышение квалификации, где техника безопасности является неотъемлемой частью обучения, происходит либо с отрывом от производства, либо без отрыва. И вот как обучают сотрудников на АВТОВАЗе в удалённом режиме. Как и при дистанционном режиме обучения школьников, без компьютера или смартфона здесь тоже не обойтись. Но на рабочем месте слесаря механосборочных работ или оператора контактной сварки данный гаджет не предусмотрен. Потому обучение происходит на компьютере мастера смены. В его кабинете. Лекции длятся, как правило, 2-4 часа с перерывом. В идеале обучающийся приходит в кабинет мастера, садится, слушает и конспектирует лекции. Подчеркну: так должно быть в идеале.

А на деле вот так. Чем занимается мастер, если его компьютер занят, а ему в силу должностных обязанностей необходимо распечатать документы – приказы вышестоящего начальства, инструкции и т.д. и т.п. Он, что, будет ждать окончания лекций? Нет, конечно же, он просто отправит обучающегося в курилку – повезло работяге! И свернёт лекции. Каково же будет качество обучения? Нулевым.

Но так «везёт» не всем. Потому что кто-то ведь должен работать вместо обучающегося? Кто? Ну не мастер же! В большинстве случаев обучающийся продолжает трудиться на своем рабочем месте. То есть происходит фикция обучения.

Это всё случаи из жизни.

Если рабочий, конечно, захочет, он может скачать лекции на смартфон и заняться после работы самообучением. Однако так поступают далеко не все. Дальше для получения «корочек» о повышении квалификации нужно сдать тесты. Повышение квалификации – это обязательно получение новых навыков. И зачастую небезопасных – управление подъёмником или погрузчиком. Производство автомобилей опасно само по себе. Но обучение, в том числе и технике безопасности, сводится к формальности.

Тестирование, как правило, происходит тоже удалённо. И не важно, кто отвечает на вопросы: то ли мастер, то ли работник. Главное – правильные ответы. И получение «корочек». А что в итоге? В итоге повышается травматизм. Растёт смертность. Несчастные случаи, в том числе на АВТОВАЗе, уже есть.

Так, 28 марта с территории автозавода в клиническую больницу №5 поступил со множественными переломами газоэлектросварщик. Его пришлось отправить в реанимацию. По предположительной версии, рабочей упал с высоты. Не соблюдал технику безопасности? Возможно.

К сожалению, число травм на производстве, считаю, будет расти. И самое печальное, что этот процесс никто не собирается контролировать. Словом, дистант убивает.

Как от этого защититься? Объединяться в независимые профсоюзы и отстаивать свои права.

Григорий Басистый, депутат Думы г.о. Тольятти по 5-му избирательному округу, председатель независимого профсоюза «МОЛОТ»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 11 (572) 08.04.2021