Оплата проезда

автобус маз 44 желтый
фото: Площадь Свободы

17 июня Дума г.о. Тольятти утвердила отчет о деятельности органов местного самоуправления в 2014 г. Отдельным большим параграфом отчета шло рассмотрение состояния дел в отрасли пассажирских перевозок Тольятти. Именно в 2014 г. была заложена основная конфигурация того, как отрасль должна выглядеть на предстоящие годы. Сделано уже много, но предстоит еще больше. И в большей степени самочувствие тольяттинских транспортников зависит от того, насколько бодрыми темпами пойдет обновление муниципального подвижного состава. В прошлом году помощь получило МП «Тольяттинское троллейбусное управление». В этом году заявки на участие в профильных программах направлены в интересах как ТТУ, так и крупнейшего в Тольятти автобусного перевозчика — МП «ТПАТП №3».

Помощь региона

Последний раз масштабное обновление подвижного состава т.о. Тольятти было произведено в 2013 г., когда по решению губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина Тольятти была предоставлена субсидия в размере 185 млн р. На эти деньги, при городском софинансировании, было закуплено 102 новых автобуса большой вместимости. Тогда эта покупка помогла снять огромное количество вопросов, связанных с организацией перевозок на ОАО «АВТОВАЗ». Но больше одномоментно столь крупных партий автобусов в Тольятти не поступало.

Нельзя сказать, что Тольятти в прошлом году совсем не повезло с обновлением муниципального подвижного состава. С помощью правительства Самарской обл. Тольятти удалось приобрети 22 троллейбуса. Однако есть и данные об общем составе заявки на 2014 г. Муниципалитет планировал приобрести 70 троллейбусов и 106 автобусов, в т.ч. работающих и на компримированном (сжатом) природном газе. Кризисный 2014 г. внес свои коррективы в работу и органов местного самоуправления, и тольяттинских транспортников. Но в перечне региональных целевых программ для Тольятти нашлись средства, пусть и не столь масштабные в сравнении с запланированными. Однако в кризисный 2014 г. и они стали огромным подспорьем для муниципальных перевозчиков.

Борьба за доступную среду

В мэрии Тольятти, впрочем, не опускают руки и продолжают работать над привлечением в город средств на обновление подвижного состава. «В целях дальнейшего обновления подвижного состава муниципальных предприятий пассажирского транспорта направлены заявки на приобретение в 2015 г. 30 троллейбусов и 60 автобусов в рамках участия в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 гг.» и государственной программе Самарской области «Доступная среда в Самарской обл.» на 2014-2015 г.», — сообщил мэр г.о. Тольятти Сергей Андреев. Примечательно, что согласно действующим в настоящий момент программам город планирует обновлять транспортный парк исключительно за счет приобретения низкопольных и экономичных автобусов.

«Планируется, что за счет реализации подпрограммы подвижной состав будет пополняться современными моделями, предоставляющими пассажирам более высокий уровень комфорта с улучшенными экологическими и экономическими характеристиками. Все автобусы будут приобретаться с двигателями, работающими на компримированном газе», — таково видение потребностей Тольятти в городском департаменте дорожного хозяйства и транспорта.

Собственно, из разработанных департаментом транспорта мэрии программ следует, что муниципалитет и дальше намерен развивать тему закупки транспорта именно на компримированном топливе. А потребности в закупке именно низкопольных автобусов обусловлены именно изменениями потребностей пассажиров. «Мы уже неоднократно сталкивались с ситуацией, когда ставим на тот или иной маршрут автобусы с высоким полом — и нам начинают поступать жалобы на то, что высота пола пассажиров не удовлетворяет. Жалуются, просят поставить низкопольные автобусы, которые удобнее пожилым людям, мамам с колясками, людям с ограниченными возможностями. Кризис кризисом, но запросы у людей изменились, и мы должны им следовать, если хотим остаться на плаву», — считает директор МП «ТПАТП №3» Александр Абрамов.

Приводят к стандарту

Намерение участвовать во всех доступных для муниципалитета программах разумно и дальновидно. Уже сейчас в Тольятти есть определенные подвижки, связанные с реформированием транспортной отрасли, ядром которой являются как раз муниципальные перевозчики. Именно к их стандартам, и в частности, к стандартам МП «АТП-3», муниципальные власти стараются привести сектор частных перевозок – как по составу пассажирского транспорта, так и по отношению к пассажирам.

Стандарты муниципального перевозчика за образец выбраны далеко не случайно. МП «ТПАТП №3» выполняет регулярные пассажирские перевозки по 49 городским маршрутам, а также 24 межмуниципальным маршрутам на садово-дачные массивы. За минувший год АТП-3 перевезло 22,7 млн пассажиров. Соответственно, одной из ключевых городских задач становится сохранение муниципальных транспортных предприятий, способных системно решать масштабные логистические задачи в масштабах всего города.
Всего в МП «ТПАТП №3» по состоянию на декабрь 2014 г. было 338 автобусов, износ подвижного состава составляет 46% (полную амортизацию имеют 156 автобусов). Средний срок эксплуатации автобусов составляет 6,9 года, при нормативном сроке 7 лет.

Если говорить без прикрас, то времени на раскачку у города практически нет: без капитальных вложений транспортный парк, сейчас находящийся в более-менее удовлетворительном состоянии, просто начнет, как выражаются профессионалы, сыпаться. Будут потеряны и основные фонды, и пассажиропоток. А как следствие — и выручка МП. И, судя по всему, в мэрии это отлично понимают. «Использование стареющего подвижного состава наряду с постоянно нарастающим дефицитом транспортных средств… определит формирование негативного отношения к муниципальному транспорту, произойдет отток пассажиров на маршруты предприятий иной формы собственности, что за счет снижения дохода муниципальных предприятий не позволит последним осуществлять дальнейшее развитие», — говорится в обосновании городской профильной подпрограммы развития пассажирского транспорта. Для справки: в Тольятти за счет субсидий покрывается порядка 14% стоимости перевозки одного пассажира. Если сравнить с данными профессионального журнала «Пассажирские перевозки», то приблизительно такой же уровень поддержки городского транспорта в г. Токио. А в европейских столицах он еще выше. Бюджетные вливания в городскую логистику можно было бы назвать платой за цивилизацию. Нет предпосылок к тому, что Тольятти должен быть исключением из общемировой практики.

Уход крупных муниципальных игроков с рынка или значительное уменьшение их доли в общем объеме транспортных услуг неизбежно повлечет утрату муниципального контроля за тем, что происходит в этом чувствительном для многих горожан секторе. Сейчас муниципалитет обладает существенным рычагом влияния на рынок пассажирских услуг и может в режиме ручного управления влиять и на тарифную политику, и на распределение субсидий по социально-важным направлениям. В руководстве города это отлично понимают.

«Осуществление социально-значимых перевозок пассажиров по тарифам, устанавливаемым мэрией г.о. Тольятти, без привлечения бюджетных средств не представляется возможным», — такова официальная позиция департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти. «Муниципальный транспорт выжил, предприятия развиваются, стабильно работают, оказывают услуги, в т.ч. и для социально незащищенных слоев населения. При этом мы должны думать, каким образом индексировать заработную плату, каким образом привлекать новые кадры, как обеспечивать охрану труда и качество оказываемых услуг. Обновление подвижного состава сократило бы наши эксплуатационные расходы и повысило конкурентоспособность предприятия, его привлекательность для работников. А выиграли бы простые тольяттинцы — те, кто каждый день пользуется городским транспортом», — считает директор МП «ТПАТП №3» Александр Абрамов.

автобус маз 44 желтый
фото: Площадь Свободы

областной аналитический еженедельник «Хронограф»