Онлайн лекция в Тольятти: Прокрастинация. Как выиграть борьбу со временем?

    импровизированный робот

    Пандемия коронавируса побудила многие учреждения, компании и организации перейти в режим онлайн-работы.

    Не отстаёт от трендов и команда Профкома студентов и аспирантов опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Профсоюзная организация организовала онлайн-лекцию на тему «Прокрастинация. Как выиграть борьбу со временем?».

    Школа личностного роста

    Профком студентов и аспирантов ТГУ регулярно реализует внеучебные образовательные проекты. Каждый год команда профкома проводит мероприятия для совершенствования организаторских способностей студентов: осенью – «Академию первокурсника», зимой – «Школу профсоюзного актива». На весну этого года был запланирован новый проект – «Школа личностного роста». В связи с пандемией коронавируса эту образовательную программу решили провести онлайн.

    По словам организаторов, над темой первой лекции долго думать не пришлось. Прокрастинация – главный враг студентов, в том числе и самих членов команды профкома, особенно во время обучения на дому. В рамках дистанционного обучения многие столкнулись с проблемами самоорганизации и самодисциплины.

    «Тайм-менеджмент – это не управление временем. Это управление собой».

    В первой части лекции председатель студентов и аспирантов ТГУ Ригина Туктарова рассказала о прокрастинации, её причинах и последствиях.

    Прокрастинация – это постоянное откладывание важных дел, заданий, поручений, которое приводит к негативным последствиям. Её источником является паралич решения.

    Паралич решения – невозможность человека выбрать какое-то решение из множества возможных. Это приводит к фрустрации и невозможности реализовать свой потенциал.

    Лектор обратила внимание, что не стоит путать прокрастинацию с ленью. Ленивый человек ничего не делает, но при этом не испытывает тревогу из-за своего бездействия. При этом откладывание дел также не всегда является прокрастинацией, ведь любому человеку время от времени необходим отдых, чтобы восстановить физические и моральные силы.

    Затем Ригина объяснила, как правильно организовать себя и распределить своё время, чтобы побороть прокрастинацию.

    Swot-анализ, пирамида Франклина, матрица Эйзенхауера – это не понятия высшей математики или физики, а инструменты тайм-менеджмента, о которых подробно рассказала лектор. Их можно использовать для оптимального распределения своего времени.

    Поделилась Ригина и другими техниками, которые она сама использует при планировании распорядка дня:

    «Хронометраж» – «фотография» рабочего дня, полностью отражающая все расходы времени на различные виды деятельности (сделать один раз, а потом отталкиваться от этого при распределении времени).

    Формула «10–3–2–1–0» – 10 часов перед сном: никакого кофеина; 3 часа перед сном: никакой еды и алкоголя; 2 часа перед сном: никакой работы; 1 час перед сном: никаких экранов и мониторов; 0: количество нажатий на кнопку «Отложить» на будильнике утром.

    «Съешь лягушку» – сделать небольшую, но неприятную задачу, которую вы постоянно откладываете.

    Чек-листы повсюду

    Вторую тему лекции – «Чек-листы» – представил студент первого курса гуманитарно-педагогического института ТГУ Александр Лукиных. По его словам, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с этим понятием:

    – Список продуктов, с которым мы идём в магазин уже является чек-листом. Причём не важно, является ли это листом бумаги или заметкой в телефоне, – пояснил Александр.

    Чек-листами пользуются как обычные люди, так и команды или даже большие корпорации. Выбор соответствующего чек-листа зависит от решаемой задачи. Лектор представил их классификацию:

    Простые (Приготовление пирога, когда достаточно один раз освоить порядок действий).

    Сложные (Запуск ракеты на Луну, когда требуется много «узких» специалистов. Часто возникают неожиданные трудности. Сложную задачу можно разбить на несколько простых. Но готового рецепта, в отличие от приготовления пирога, не будет).

    Сверхсложные (Воспитание ребёнка. Каждый ребёнок уникален, поэтому разным детям нужны разные подходы, и что хорошо для одного, не подходит для другого).

    При создании простого чек-листа Александр Лукиных посоветовал использовать три колонки (в первой – порядковый номер, во второй – формулировка задачи/цели, в третьей – отметка о выполнении). Каждый пункт формируется лаконично – из двух-трёх слов. В один чек-лист оптимально включать от пяти до двадцати пунктов. Размещать чек-лист лучше на одном листе (если он на смартфоне, то без необходимости пролистывания или прокрутки).

    Преимущество чек-листов в том, что они помогают освободить оперативную память от рутинных задач и процессов. Если постоянно держать в голове много мелочей, это отнимает много энергии, снижает концентрацию внимания, приводит к бессилию.

    После лекции выступающие посоветовали литературу, с помощью которой можно углубиться в темы тайм-менеджмента и чек-листов:

    «Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям» (Атул Гаванде),
    «Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра» (Петр Людвиг),
    «Тайм-менеджмент» (Глеб Архангельский),
    «Если спешишь — не торопись» (Лотар Зайверт).

    – Много информации можно найти в интернете самостоятельно, но, думаю, студентам удобнее, когда всё нашли за них, тщательно изучили, проверили на своём опыте, доступно и содержательно донесли. Наша главная цель – побудить к действию. В каждой лекции мы стараемся донести мысль о том, что личный рост – это очень важный аспект жизни и необходимо всегда заниматься саморазвитием, – подчеркнула Ригина Туктарова.

    Профком студентов и аспирантов планирует сделать подобные онлайн-встречи еженедельными. 2 июня в 17:00 пройдёт лекция на тему «Когнитивная психология. Мифы и факты о работе мозга». Лектор – студентка 2-го курса Александра Костерева.

    импровизированный робот