О проблемах бездомных собак в нашем обществе говорят постоянно. Собирают круглые столы по этому поводу, открывают приюты для братьев наших меньших, в конце концов, просто пристраивают в добрые руки очередного брошенного щенка. А проблему бездомных людей общество старательно игнорирует, как будто ее нет совсем. Наверное, отчасти это происходит потому, что легче всего обвинить в падении на самое дно жизни самого бродягу, лишившегося крыши над головой и потерявшего веру в себя. Между тем, зима для бездомных – самое лютое время года, именно в холодные месяцы начинается битва за выживание. Сколько этих бродяг, замерзших до смерти или выпивших смертельную дозу из «фанфурика», чтобы согреться? Об этом и многом другом «Самарские известия» поговорили с руководителем некоммерческой организации «Открытая Альтернатива» (г. Тольятти) Анатолием Арсенихиным. В сферу деятельности учреждения, которое он возглавляет, входит безвозмездная помощь лицам без определенного места жительства.
Официоз и реальность
По официальным сведениям, в Тольятти проживает около трех тысяч бездомных. Это достоверные данные, однако, многие бродяги еще не успели попасть в социальную гостиницу или полицию, поэтому в этих списках не значатся. Средний стаж жизни городского бродяги около семи лет. Определенного места жительства у него нет, а самые распространенные места обитания – дачные участки, гаражи, лесопосадки недалеко от города и теплотрассы. Анатолий Арсенихин вынужден признать, что, к сожалению, портрет городского бездомного за последние десять лет изменился – он помолодел. С чем же это связано? «Людям, которые приходят из мест лишения свободы, очень тяжело социализироваться в обществе. На завод им путь закрыт, только низкооплачиваемая грязная работа, на которой долго не удержишься. А дальше по накатанной: алкоголь, потеря человеческого облика, улица», — говорит руководитель «Открытой Альтернативы». Иногда Арсенихин сталкивается с чудовищной, но отчасти объяснимой логикой бывших заключенных: «Мне легче вернуться обратно, за колючую проволоку. По крайней мере меня там поят, кормят, я в тепле». Однако не всегда бездомный – это потерявший человеческий облик алкоголик. Иногда в эту категорию попадают люди, которые по разным причинам лишились крыши над головой, попали в беду. «Молодежь быстро женится и разводится. Зачастую один из супругов теряет прописку при разводе. Еще одна, казалось бы, не такая страшная причина – ипотека. Однако многие люди попадают в денежную кабалу, обанкротившись или потеряв прибыльный бизнес, работу, а потом и жилье. Беда, заставшая врасплох, лишает человека душевного равновесия, он начинает пить. Дальнейшее развитие сюжета предсказуемо», — говорит Анатолий Арсенихин.
Ночной автобус
В небольшом кабинете моего собеседника много икон и книг, на одном из стульев висит оранжевая футболка с надписью «Людям без дома можно помочь». Вопреки этому утверждению, зачастую неравнодушные люди просто не знают, как поучаствовать в судьбе тех, кто остался без крова. У некоммерческой организации «Открытая Альтернатива» уже почти 10 лет существует проект «Ночной автобус», суть которого как раз помогать бездомным: развозить продукты питания, теплые вещи, одежду, которые пожертвовали тольяттинцы. Адрес, куда можно обратиться с этой целью — г. Тольятти, Комсомольская, 40. Сами волонтеры называют его – «Банк вещей». «Туда может прийти любой человек – как сдать вещи, так и получить их. Мы даже не спрашиваем документы в отличие от других организаций. Также мы даем бесплатные юридические консультации тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Наши юристы объясняют, как восстановить паспорт. Бывают случаи, когда бездомному нужно подготовиться к суду, наши юристы объясняют, как нужно действовать в рамках правового поля», — рассказывает Арсенихин.
Но почему ночной автобус? На самом деле он ходит, конечно, вечером. Автобус, как правило, объезжает основные места скопления бродяг, волонтеры раздают им горячее питание и предметы первой необходимости. Первый опыт подобных проектов зародился в Санкт-Петербурге и получил название «Ночлежка». Идею добровольной помощи бездомным подхватили другие города: Мурманск, Архангельск, Петрозаводск и Тольятти. «Разница между тольяттинским «Ночным автобусом» и питерской «Ночлежкой» в том, что у них уже три автобуса, купленных на грантовые деньги. А мы только арендовали автобус, оформив субсидию через департамент социальной поддержки населения мэрии Тольятти. Закончилось программа – закончились инвестиции. Но мы все равно не закрыли проект, так как понимаем, что проблема в городе Тольятти не исчерпана. Сейчас мы поставили перед собой цель выйти на системный уровень и найти постоянных партнеров, которые бы обеспечили нам транспорт», — рассказал руководитель «Открытой Альтернативы».
Жизнь за гранью
Волонтеры движения «Ночной автобус» сталкиваются с самыми разными случаями, в том числе и шокирующими. Не так давно координатор проекта Александр Архипов нашел женщину, которая живет настоящей первобытной жизнью в лесной землянке. Несмотря на то, что у нее была квартира, она отказалась от нормального образа жизни. Вот уже четыре года и зимой, и летом она делит свой кров с собаками, которые согревают ее в холода. Подвергнутая насилию и издевательствам, она нашла такой своеобразный выход из ситуации, убежав от проблем. Не исключено, что сейчас ей нужна специализированная помощь психолога, однако молодая женщина, которой исполнилось всего 30 лет, категорически отказывается возвращаться в нормальную жизнь из-за предательства близких.
Единственная помощь, которую она принимает, — поддержка добровольцев, которые приносят ей еду и теплые вещи.
Сложности жизни порою подстерегают в самые неожиданные моменты. Случается и такое, что целые семьи волею случая оказываются на улице. Анатолий Арсенихин считает, что никто от этого не застрахован. В одной из тольяттинских лесопосадок живет семья погорельцев. Оказавшись без крыши над головой, они смирились с этим, так и не вернувшись к обычной жизни. На Комсомольской, 40 это постоянные гости. Единственная возможность выжить для этой семьи – получать хотя бы такую малую помощь в виде пожертвований.
«К нам не раз приходил консультироваться одинокий профессор, которому исполнилось 70 лет. Он не алкоголик, не сумасшедший, это очень умный и начитанный человек. Старика выгнала из дома жена, дети не стали за него заступаться, ученый не захотел отстаивать право на квартиру и смирился со своим отчаянным положением. Единственной его целью стало выживание. Он приносил целую папку своих разработок: как экономить электроэнергию в городе, как сберегать тепло… Он знает многих в нашем городе, имеет заслуги, но попал в трудную жизненную ситуацию, просить помощи ему не у кого. Сейчас он работает сторожем в коммерческих фирмах, иногда подрабатывает и дворником», — рассказал руководитель «Открытой Альтернативы».
Свет в конце туннеля
Есть в Тольятти и государственный «Социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий». Главный его недостаток в том, что он может принять только около 40 человек, а бездомных в Тольятти в разы больше. Для бродяг, которые привыкли к жестокому и часто нечеловеческому отношению, это настоящий оазис заботы и теплоты. В приюте постоянно проводится арт-терапия, когда людей сажают за круглый стол и просят нарисовать то, о чем они думают. «Мы пьем чай, разговариваем о хороших вещах. Таким образом, эти люди реабилитируются. Приходит осознание, что со дна жизни можно подняться, найти работу, обзавестись семьей», — говорит Арсенихин. К сожалению, такая социальная гостиница в нашем регионе — это капля в море. К решению проблемы бездомных в Самарской области нужен системный подход, как, например, за границей – в Германии. В этой стране существуют целые социальные деревни, где людям дают работу и жилье. Постепенно у них появляются хоть какие-то накопления, и они возвращаются к нормальному образу жизни. В России это лишь маленькие пилотные проекты.
Те, кто жил в Советском Союзе, хорошо помнят, что раньше была такая практика, как трудотерапия. Сейчас это центры занятости, но в таких учреждениях вряд ли ждут бездомных, хотя бы из-за их внешнего вида и неприятного амбре, которое исходит от давно не мывшегося человека. По мнению Анатолия Арсенихина, в Тольятти и Самаре есть коммерсанты, которые готовы взять на работу бездомных. Но чаще всего права бездомных не соблюдаются: им либо совсем не выплачивают зарплату, либо делают это по минимуму. Постепенно бродяги превращаются в рабов. «Такими людьми нужно заниматься, и прежде всего государству, может быть, тогда у них появится свет в конце туннеля», — подводит итог нашему разговору руководитель «Открытой Альтернативы».
Екатерина Имукова, «Самарские известия»