Великая Отечественная война в очередной раз доказала: смелости, мужеству и отваге русского солдата равных в мире нет!
Если попытаться одной фразой охарактеризовать воинский дух наших солдат, то девять из десяти опрошенных приведут популярный во все времена девиз: «Русские не сдаются!» Тем не менее, редкий любитель истории назовет автора этой бессмертной фразы. К тому же, на сегодняшний день существуют несколько версий ее происхождения.
Храбрый адыгеец
Военные хроники рассказывают, как 8 ноября 1941 года на окраине Дьяково Ворошиловградской (Луганской) области шел ожесточенный бой. Немцы обладали значительным преимуществом в живой силе и технике, тем не менее, красноармейцы стойко держали оборону села.
Командир роты был убит, и командование бойцами взял на себя Хусен Андрухаев. Адыгейскому поэту, ставшему политруком, шел всего лишь 22-й год жизни. Юноша поднялся во весь рост и, крикнув: «Слушай мою команду!», первым бросился на врага. От неожиданности в рядах наступавших немцев образовалась брешь, которая позволила основной части роты выйти из окружения.
Андрухаев остался прикрывать товарищей, но вскоре был окружен сам, а на предложение фашистов: «Русский, сдавайся!» гордо прокричал: «Русские не сдаются!» Патронов у него не было, поэтому политрук схватил с земли связку противотанковых гранат и подорвал себя вместе с окружившими его немецкими солдатами.
Спустя год Хусену Андрухаеву присвоили звание Героя Советского Союза. О храбром поступке адыгейца доложили Сталину. Верховному главнокомандующему понравилась последняя фраза поэта.
Фраза была подхвачена и растиражировала, в том числе и в произведениях искусства. Но если вдуматься, становится ясно: чтобы в миг наивысшей доблести адыгеец сказал эти слова, они уже должны были проникнуть к нему в душу. А значит, их говорили задолго до подвига Андрухаева.
Крепость, не взятая врагом
На самом деле фраза «Русские не сдаются!» имеет длинную историю, уходящую вглубь веков. Историки находят ее авторов практически в каждом крупном военном конфликте с участием русских войск.
Один из источников этой легендарной фразы датируется началом Первой мировой войны. Речь идет о героической обороне крепости Осовец, расположенной на реке Бобры (современный польский городок Осовец-крепость). В Первую мировую крепость находилась на стратегически важном направлении обороны. Через нее проходили железная дорога и шоссе, соединявшие Лык, Граево и Белосток. Укрепленный район представлял собой четыре форта, соединенные сложной системой траншей и окопов.
В сентябре 1914 года к городку подошли отборные части германской армии, состоявшей из 40 пехотных батальонов. Еще в начале осады немцы предлагали русским деньги – полмиллиона имперских марок, но ответ был классическим: «Русские не сдаются!».
Одни историки пишут, что так ответил комендант Осовца, генерал-майор Николай Бржозовский, другие – что это сказал старший адъютант штаба крепости Михаил Свечников.
Осадив крепость, немецкие солдаты трижды безуспешно пытались выбить из нее русский гарнизон, состоящий из пехотного полка, двух артиллерийских батальонов, саперного подразделения и подразделения обеспечения.
Казалось бы, при таком соотношении сил крепость должна была пасть в течение нескольких дней. Но, вопреки военной теории, оборона Осовца продолжалась около года – с сентября 1914-го по август 1915-го.
Строптивые защитники крепости испытали на себе все виды самого современного на тот момент немецкого вооружения. За время обороны на каждого из русских пришлось по нескольку тысяч бомб и снарядов, сброшенных с самолетов и выпущенных из немецких орудий. Тем не менее, крепость не только не сдавалась – периодически ее защитники даже переходили в контрнаступление!
Всего немцы выпустили по крепости не менее четырехсот тысяч снарядов, а завершением осады Осовца стала газовая атака, после которой, по мнению немцев, в укреплении не должно остаться ни одного живого человека. Каково же было их удивление, перемешанное с изрядной долей ужаса, когда из рассеивающегося зеленого тумана показались русские солдаты в перепачканных мундирах, с замотанными платками лицами. Погибая, надрывно кашляя кровью, они поднялись в последнюю штыковую атаку! Русские шли в наступление!
Зрелище было ужасным. Немецкая пехота в страхе развернулась и, не произведя ни единого выстрела, бежала. Русские солдаты сталкивались друг с другом, падали в грязь, многие из них налетали с разбегу на собственные заграждения из колючей проволоки. Но остатки 13-й роты, 60 человек, обратили в паническое бегство 14 батальонов немецких солдат.
Оборона Осовца, так и не взятого врагом, в публицистике стала называться атакой мертвецов. Эта контратака русских солдат разрушила планы немцев, на год сковав значительные военные силы противника. Сегодня большинство военных исследователей и публицистов уверены, что выражение «Русские не сдаются!» появилось именно после обороны Осовца. Но это не так.
Недостойный фрегат
Авторство знаменитой фразы приписывают и Николаю I. Дело было якобы в 1829 году, во время Русско-турецкой войны. Русский корабль «Рафаил», оказавшись из-за сильного тумана среди кораблей турецкой эскадры, спустил флаг и сдался на милость победителя. Мстительные турки тут же переименовали корабль в «Фазли Аллах» («Данный Аллахом») и отправили сражаться против русских.
Узнав о предательстве капитана «Рафаила», взбешенный Николай I, по легенде, произнес знаменитую фразу: «Русские не сдаются!» – и издал указ. В нем, в частности, говорилось: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню».
Указ императора в точности был исполнен. После того, как адмирал Нахимов сжег турецкую эскадру в Синопском сражении, свою депешу Николаю I он начал со слов: «Воля Вашего Императорского Величества исполнена – фрегат «Рафаил» не существует». Причем фрегат не погиб в сражении. После битвы он ритуально был разнесен в щепки из 100 пушек флагманского корабля «Императрица Мария».
Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов произошла также осада крепости Баязет, превосходно описанная в одноименном романе Валентина Пикуля. Русский гарнизон этой крепости в полторы тысячи солдат и офицеров противостоял превосходящим силам турок. Крепость держалась 23 дня. Она простреливалась со всех сторон, солдат мучили жажда и голод. Раненым выдавали по ложке воды в день. Турки восемь раз предлагали сдаться.
Ответ майора Штоквича был таким: «Русские живыми не сдаются! По переговорщикам прикажу стрелять!» Наконец осада была снята русскими войсками…
Светлана Россинская, главный библиотекарь «Фолианта»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти»