Обязана ли УК рассылать бумажные квитанции за коммунальные услуги

женщина держит квитанцию за ЖКУ

В последнее время некоторые управляющие компании стали отказываться от рассылки жильцам домов, находящихся на обслуживании, бумажных счетов за коммуналку.

Особенно актуальна эта проблема стала после возникновения дефицита бумаги в России в последние пару недель. УК, да и ТСЖ предлагают получать данные о платежах в личном кабинете на сайте обслуживающей или ресурсоснабжающей организации. Однако далеко не все собственники жилья освоили современные технологии и имеют доступ в Интернет. Неудивительно, что часть потребителей, не обнаружив привычную бумажную квитанцию в почтовом ящике, не спешат оплачивать счета. Не по злому умыслу, а по незнанию. Однако это не спасает их от штрафов и пеней.

Показательна история Николая Аполлонского, который подал в Роспотребнадзор жалобу на ТСЖ «Престиж». Игнорируя многочисленные обращения гражданина, председатель товарищества отказался направлять ему бумажные квитанции и счета. В надзорном ведомстве расценили такие действия как нарушение прав потребителей и вынесли ТСЖ предупреждение. Оспаривая требования Роспотребнадзора, руководство товарищества ссылалось на решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, согласно которому оплата коммунальных услуг производится непосредственно ресурсоснабжающей организации. То есть ТСЖ не предоставляло никаких услуг и не могло формировать счет.

Как разъяснили эксперты Агентства правовой информации, участники спора ссылались на действующие Правила предоставления коммунальных услуг, которые предписывают направлять потребителям платежные документы не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным. В них указываются объем каждого вида предоставленных за расчетный период услуг, размер платы и другие сведения. Общее собрание или договор может предусматривать иной срок отправки счета. Кроме того, такая информация должна размещаться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

В итоге суд пришел к выводу, что на потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.

«Размещение информации о платежном документе в ГИС ЖКХ не освобождает юридическое лицо от обязанности направления потребителю услуг платежного документа на бумажном носителе. В рассматриваемом случае в срок, установленный нормами действующего законодательства, товарищество не предоставило потребителю платежные документы на бумажном носителе», – заключил суд.

Вышестоящие инстанции, в том числе и Верховный суд, поддержали это решение. Таким образом, действующее законодательство предусматривает безальтернативную обязанность обслуживающих организаций направления жильцам платежных документов на бумажном носителе.

Факт

По данным Федеральной службы государственной статистики, общий объем предоставленных коммунальных услуг превышает 2,1 трлн рублей в год, или 14,4 тыс. рублей в расчете на душу населения.

Алла Мишина, газета «Площадь Свободы»