Областные чиновники не хотят убирать с улиц Тольятти автобусы пригородного сообщения

маршрутка автобус
фото: Площадь Свободы

Мэрия г.о. Тольятти вновь активизировала работу с министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области по вопросу сокращения маршрутной сети межмуниципального общественного транспорта, которая на 90% дублирует вновь созданную городскую сеть пассажирских перевозок, заработавшую с 1 января 2015 года. Эта же тема обсуждалась вчера на заседании комиссии ТГД по городскому хозяйству.

Речь, напомним, идет о 26 автобусных маршрутах пригородного сообщения, которые курсируют по всей территории Тольятти, не предоставляют населению никаких льгот и подчиняются «транспортному» министерству губернии. В профильном департаменте тольяттинской администрации, как и в гордуме, уверены: раз уж все эти маршруты носят статус межмуниципальных, следовать они должны по строгому расписанию, с интервалом в 30-40 минут и только между пересадочными точками в Тольятти и населенными пунктами Ставропольского района, для сообщения с которыми, собственно, и создавались. Во всяком случае, отметил заместитель мэра по городскому хозяйству Сергей Анташев, именно по этой схеме организована работа межмуниципальных автобусных маршрутов во всех муниципальных образованиях Самарской области. И только Тольятти почему-то стоит в этой системе особняком, хотя так называемые пригородные автобусы не просто ухудшают дорожно-транспортную ситуацию в городе, но и создают помехи для нормального функционала вновь созданной маршрутной сети внутримуниципального сообщения.

В самом минтрансе, как выяснилось, проблемы в сложившейся ситуации не видят. Напротив, представитель ведомства Константин Михайлов заявил депутатам, что анализ 2013 года не выявил никакой целесообразности сокращать количество автобусных маршрутов, следующих через Тольятти в населенные пункты Ставропольского района. И хотя участники заседания указали, что многие такие автобусы ввиду отсутствия хоть какого-то контроля в Ставропольский район вообще не ездят, представитель минтранса был непреклонен. По его убеждению, все межмуниципальные перевозчики строго соблюдают установленные для них маршруты, а через Тольятти вообще едут чуть ли не транзитом, с редкими остановками по требованию. Не смутило областного чиновника даже заявление депутата Владимира Боброва, который привел в пример маршрут № 106 с конечной остановкой в Яблоневом Овраге, где этот автобус не видели уже месяца три. Константин Михайлов, довольно улыбаясь, отрапортовал, что в ноябре-декабре прошлого года лично неоднократно выезжал в Яблоневый Овраг по жалобам пассажиров, и всякий раз на момент министерской проверки 106-е автобусы в микрорайоне были в наличии.

Тем временем, как заявил вице-спикер ТГД Александр Денисов, серьезную озабоченность вызывает и то, что, несмотря на запрет мэрии, полуразвалившиеся «газели» с улиц Тольятти не исчезли. Напротив, благодаря «министерским» перевозчикам, принявшим в свои ряды неблагонадежный подвижной состав, «убитые» микроавтобусы с 1 января начали эксплуатироваться с двойным усердием. Хотя, уверен Денисов, раз уж межмуниципальные маршруты следуют через Тольятти, то операторы этих перевозок должны играть по правилам игры, установленным мэрией. То есть исключить морально устаревшие «газели» из пассажирского обслуживания горожан. Но у Константина Михайлова и здесь сомнений не возникло, поскольку, по его словам, требования к межмуниципальным перевозчикам минтранс установил еще в 2010 году, и тогда претензий к «газелям» не было. Возможно, министерство и поменяет правила игры для своих «транспортных агентов», но только при заключении новых договоров на перевозки, то есть не раньше чем через несколько месяцев.

То же самое со стоимостью проезда на автобусах так называемого пригородного сообщения, составляющей сейчас 20 руб. по району и 22 руб. между районами Тольятти. По мнению депутатов ТГД, на всей городской территории областные перевозчики должны установить для пассажиров единую стоимость проезда в размере 20 руб. с одновременным предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Однако, убежден Константин Михайлов, сделать это невозможно, поскольку закон позволяет губернии утвердить только предельный тариф на межмуниципальные перевозки, составляющий 1,6 руб. за километр. Остальная ценовая политика, не предусматривающая, к слову, льгот на пригородном сообщении, находится в руках самих транспортных компаний, которые, как оказалось, вольны делать со стоимостью проезда что вздумается. Тольяттинские участники заседания поинтересовались, почему в таком случае горожане платят за проезд твердую таксу, а не оплачивают поездки исходя из километража, когда за две-три остановки можно заплатить, условно, пять-шесть рублей. Но Константин Михайлов снова напомнил про максимальный тариф и про то, что конечная стоимость проезда в пределах этого тарифа — вотчина самих межмуниципальных перевозчиков.

маршрутные автобусы
фото: «Площадь Свободы»

Юлия Романенко, газета «Площадь Свободы»