Обход Тольятти: некрасивая тихая история

съезд в Шигонском районе
фото: соцсети

СМИ, перечисляя как федеральные объекты, возведенные в 2024 году в рамках нацпроекта «Надежные и качественные дороги», так и платные дороги, построенные по принципу частно-государственного партнерства, отчего-то не упоминали Обход Тольятти со строительством Волжского (Климовского) моста.

Вряд ли это случайно. Поскольку с обходом Тольятти получилась весьма некрасивая история. Регион оказался буквально втянут в аферу. Поскольку интенсивность движения по обходу в реальности оказалась в 5,5 раза меньше, чем закладывалось еще на стадии его проектирования.

Напомним, в декабре 2018 года региональный минтранс заключил с ООО «Инфракап» контракт на составление прогноза интенсивности транспортных потоков при строительстве моста через Волгу с обходом Тольятти. Подрядчик должен был провести исследование до конца того же месяца, за что получил 10 млн рублей. Но работа не проводилась, цифры трафика были проставлены «от балды». В 2023 году суд признал директора ООО «Инфракап» Олесю Гладкову виновной и приговорил ее к трем годам лишения свободы.

И вот дорога построена и сдана. За 18 бесплатных дней августа по обходу Тольятти проехало в среднем 15 572 автомобиля в день, посчитали в концессионной компании «Обход Тольятти», что значительно меньше, чем прогнозировали в «Инфракапе». Подумать только – 15,5 тысяч за день при бесплатном движении, а за деньги, согласно липовым расчетам, сообщалось о 39 тысячах. Ясно же как белый день – цифры взяты с потолка!

В сентябре 2024 года по обходу Тольятти проехало почти 210 тыс. автомобилей. В среднем за день около 7 тыс. транспортных средств, об этом сообщили в концессионной компании «Обход Тольятти». Почувствуйте разницу: 7 тыс. и 39 тыс.!

Оператор трассы при этом заявлял, что «по сравнению с бесплатным периодом, в сентябре количество автомобилей предсказуемо сократилось. Однако показатели находятся в рамках ожидаемых результатов и демонстрируют рост трафика». Зимних цифр от «Обхода Тольятти» не поступало. Наверняка трафик еще более сократился.

пункты взимания платы на обходе Тольятти

Долговое ярмо для региона

Так для чего же строилась дорога длиной почти 100 км с мостом через Волгу? На которую потрачено, по официальным данным, 140 млрд рублей, а по информации различных источников, и вовсе 180–200 млрд. Концедент – правительство Самарского региона – теперь обязан возместить затраты на строительство. И что еще особенно интересно, согласно условиям концессионного договора, регион выплачивает стоимость концессии только в том случае, если концессионер не достиг значений плановой выручки, согласованной сторонами. Думается, что ее априори достичь невозможно, поскольку к строительству приступили на основе фейковых расчетов трафика.

Видимо, основываясь на подобных выводах, губернатор Самарской области и обсуждал 5 февраля с заместителем председателя правительства Маратом Хуснуллиным ситуацию с «Обходом Тольятти».

Вот что Вячеслав Федорищев написал об этом: «Обход Тольятти» был сдан в эксплуатацию в 2024 году. Региональные расходы на плату концедента, компенсацию затрат, связанных с удорожанием объекта, возвратом кредита, в период с 2024 по 2037 год составляют более 91,5 млрд рублей, при этом 59 млрд рублей придется отдать за первые 5 лет эксплуатации объекта. Это плата, которую самостоятельно областному бюджету потянуть крайне сложно».

Далее губернатор сообщает, что на встрече с Хуснуллиным была рассмотрена «возможность выделения Самарской области из федерального бюджета до 10 млрд рублей ежегодно с 2025 по 2031 годы до момента снижения обязательных платежей со стороны региона до приемлемого уровня». Однако о том, достигнута ли договоренность, пока неизвестно.

Что ж, будем ждать новостей из Правительства России на этот счет, а также из Счетной палаты об итогах аудита по выполнению нацпроектов. Читайте «Тольяттинский навигатор», мы вам всё расскажем.

Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 21.02.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022