СМИ, перечисляя как федеральные объекты, возведенные в 2024 году в рамках нацпроекта «Надежные и качественные дороги», так и платные дороги, построенные по принципу частно-государственного партнерства, отчего-то не упоминали Обход Тольятти со строительством Волжского (Климовского) моста.
Вряд ли это случайно. Поскольку с обходом Тольятти получилась весьма некрасивая история. Регион оказался буквально втянут в аферу. Поскольку интенсивность движения по обходу в реальности оказалась в 5,5 раза меньше, чем закладывалось еще на стадии его проектирования.
Напомним, в декабре 2018 года региональный минтранс заключил с ООО «Инфракап» контракт на составление прогноза интенсивности транспортных потоков при строительстве моста через Волгу с обходом Тольятти. Подрядчик должен был провести исследование до конца того же месяца, за что получил 10 млн рублей. Но работа не проводилась, цифры трафика были проставлены «от балды». В 2023 году суд признал директора ООО «Инфракап» Олесю Гладкову виновной и приговорил ее к трем годам лишения свободы.
И вот дорога построена и сдана. За 18 бесплатных дней августа по обходу Тольятти проехало в среднем 15 572 автомобиля в день, посчитали в концессионной компании «Обход Тольятти», что значительно меньше, чем прогнозировали в «Инфракапе». Подумать только – 15,5 тысяч за день при бесплатном движении, а за деньги, согласно липовым расчетам, сообщалось о 39 тысячах. Ясно же как белый день – цифры взяты с потолка!
В сентябре 2024 года по обходу Тольятти проехало почти 210 тыс. автомобилей. В среднем за день около 7 тыс. транспортных средств, об этом сообщили в концессионной компании «Обход Тольятти». Почувствуйте разницу: 7 тыс. и 39 тыс.!
Оператор трассы при этом заявлял, что «по сравнению с бесплатным периодом, в сентябре количество автомобилей предсказуемо сократилось. Однако показатели находятся в рамках ожидаемых результатов и демонстрируют рост трафика». Зимних цифр от «Обхода Тольятти» не поступало. Наверняка трафик еще более сократился.
Долговое ярмо для региона
Так для чего же строилась дорога длиной почти 100 км с мостом через Волгу? На которую потрачено, по официальным данным, 140 млрд рублей, а по информации различных источников, и вовсе 180–200 млрд. Концедент – правительство Самарского региона – теперь обязан возместить затраты на строительство. И что еще особенно интересно, согласно условиям концессионного договора, регион выплачивает стоимость концессии только в том случае, если концессионер не достиг значений плановой выручки, согласованной сторонами. Думается, что ее априори достичь невозможно, поскольку к строительству приступили на основе фейковых расчетов трафика.
Видимо, основываясь на подобных выводах, губернатор Самарской области и обсуждал 5 февраля с заместителем председателя правительства Маратом Хуснуллиным ситуацию с «Обходом Тольятти».
Вот что Вячеслав Федорищев написал об этом: «Обход Тольятти» был сдан в эксплуатацию в 2024 году. Региональные расходы на плату концедента, компенсацию затрат, связанных с удорожанием объекта, возвратом кредита, в период с 2024 по 2037 год составляют более 91,5 млрд рублей, при этом 59 млрд рублей придется отдать за первые 5 лет эксплуатации объекта. Это плата, которую самостоятельно областному бюджету потянуть крайне сложно».
Далее губернатор сообщает, что на встрече с Хуснуллиным была рассмотрена «возможность выделения Самарской области из федерального бюджета до 10 млрд рублей ежегодно с 2025 по 2031 годы до момента снижения обязательных платежей со стороны региона до приемлемого уровня». Однако о том, достигнута ли договоренность, пока неизвестно.
Что ж, будем ждать новостей из Правительства России на этот счет, а также из Счетной палаты об итогах аудита по выполнению нацпроектов. Читайте «Тольяттинский навигатор», мы вам всё расскажем.
Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 21.02.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022