О запрете продажи слабоалкогольных энергетиков и ограничении продажи безалкогольных энергетиков

Новости Тольятти augustnews.ru

Гормоны счастья лучше получать в спортивном зале, а не из энергетических напитков.

В прошлом месяце в Самарскую губернскую думу вновь был внесен законопроект о запрете продажи слабоалкогольных энергетиков и ограничении продажи безалкогольных энергетиков для граждан младше восемнадцати лет. Его инициаторами выступили депутаты губдумы Михаил Маряхин и Дмитрий Литвинов. Ранее, в прошлом году, уже предпринимались попытки принятия данного законопроекта, но инициатива осталась нереализованной. Еще в прошлый раз депутата Маряхина критиковали за «избыточные ограничения, не имеющие под собой научного обоснования и не соответствующие современной международной законодательной практике». К тому же в документе не сообщается, как будут наказаны продавцы, нарушившие губернский закон. Законопроект грозились принять в осенней сессии, но по сей день не назначено ни одного слушания по законопроекту.

В документе под энергетическими напитками понимается газированный или негазированный напиток с массовой долей растворимых веществ не менее 10% и объемной долей этилового спирта от 1,2 до 9%, содержащий кофеин натурального или искусственного происхождения не менее 0,151 мг/мл и не более 0,4 мг/мл и (или) другие тонизирующие и биологически активные компоненты, количество которых в одной упаковочной единице не превышает 50% от верхнего допустимого уровня суточного потребления. Из запретного списка исключают чай, кофе и безалкогольные напитки на основе чайных и кофейных экстрактов. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что предельно допустимое суточное потребление кофеина — не более 150 мг, а содержание кофеина в энергетических напитках обычно составляет от 150 до 320 миллиграммов в одной банке.

Возможно, такой законотворческий реверанс действительно можно назвать квазипопулистским. На фоне проблем с государственной медициной нет ничего проще, как изображать активную заботу о здоровье граждан через законопроекты, которые не требуют никаких серьезных экономических усилий для реализации, а только ограничивают бизнес и свободу потребителя. Однако все эти заботливые иезуитства не отменяют самого факта вреда, который наносят себе граждане через потребление подобных жидкостей.

Как сообщил Михаил Лапшин, руководитель Тольяттинской станции скорой помощи, действительно бывали случаи, когда бригаде приходилось выезжать на помощь к людям, которые перебрали слабоалкогольных кофеиносодержащих жидкостей. По словам Лапшина, энергетические напитки в чистом виде и так очень вредны для сердца, а когда в нагрузку к ним по организму ударяет еще и алкоголь, то вред увеличивается многократно. Сердечно-сосудистая система не может безболезненно выносить по себе подобные удары, тем более с кратковременными интервалами. Людям, имеющим проблемы с сердечно-сосудистой системой, в принципе противопоказаны подобного рода возлияния.

Главный нарколог Тольятти Сергей Михайлов инициативу региональных законодателей поддерживает. Как объяснил Сергей Владимирович, энергетические напитки стимулируют выброс эндорфинов. Схема действия энергетического напитка такова, что он стимулирует мозг, а мозг стимулирует железы внутренней секреции. Железы внутренней секреции в свою очередь выделяют эндорфин, который называют гормоном счастья и удовольствия. Михайлов поясняет, что есть эндорфины эндогенные, которые выделяет сам организм, а есть экзогенные, которые у человека выделяются при помощи искусственного стимулирования. Хорошая физическая нагрузка, просмотр хорошего фильма и другие смежные процедуры позволяют нам естественным образом улучшать свой гормональный фон. Энергетик же является искусственным стимулятором. Как объясняет Михайлов, у человека в запасе есть порядка ста пятидесяти единиц эндорфина. Один напиток стимулирует выброс порядка ста эндорфинов. После второй дозы напитка в запаснике ничего не остается, и примерно через два часа начинается эффект после напитка. Это обратная сторона медали, когда повышенное настроение сменяется апатией, пониженным эмоциональным фоном, потерей работоспособности. Если всякий раз так раскачивать свою эндокринную систему, то получится плохая ситуация: организм будет постепенно привыкать, и ему уже не будет хватать ста пятидесяти эндорфинов. Наступит момент, когда ему нужно будет двести, а то и триста единиц эндорфина. Но возможности организма ограниченны, и энергетические коктейли уже слабы для искусственной стимуляции настроения. Человек ввергается в зависимость, которая хоть и не так выражена, как при наркомании, но главный нарколог опасается, что энергетики могут стать воротами на пути к более деструктивным веществам. К тому же слабоалкогольные напитки в связи с тем, что имеют сладкий вкус, довольно сложно контролировать самостоятельно при потреблении. Они пьются довольно легко и непринужденно, человек не успевает заметить, как перешел допустимую для себя грань.

Если человек уже находится в зависимости от кофеиновых безалкогольных напитков, Сергей Михайлов предлагает заменить свою потребность той же расторопшей или другим сильногазированным напитком без содержания стимуляторов в составе. Заменой зависимости может стать и хорошая физическая нагрузка.

Перед написанием текста корреспондент прошелся по городским магазинам и отметил ассортимент энергетических напитков. На прилавках представлены порядка десяти наименований с разными составами в ценовом диапазоне от 35 до 110 рублей. Некоторые производители не стесняются называть свои продукты исключительно полезными. Например, тот же таурин провозглашается на этикетках как благородный элемент, хотя по факту может спровоцировать накопление жира в печени. Кофеин, который содержится в энергетиках в огромном количестве, истощает нервную систему, вызывает привыкание и может довести человеческий организм до тахикардии. Стоит отметить, что все производители предупреждают о норме потребления продукта на таре: не более одной банки/бутылки в сутки. Занятно то, что эта рекомендация одинаково звучит как на таре объемом в 0,25 литра, так и на таре объемом 0,5 литра.

Потребитель должен четко знать, что продукт, призванный в рекламных роликах «окрылять», на деле говорит о достаточно непродолжительном эффекте, вслед за которым следуют вовсе не рекламные побочные действия.

Комментарий:

Юлия, тольяттинка, 24 года:

— Во время учебы по смешной цене (около 44 рублей), когда была акция, приобрела пару поллитровых банок одного популярного энергетика с разными вкусами. Там есть рекомендованная доза, но что такое рекомендованная доза для молодого организма, думала я, и пила вкусную вредность. Выпила две банки, то бишь литр. Тогда я впервые думала вызвать себе скорую, ведь сердце колотилось бешенно. Не спала следующую ночь совсем.

фото: Площадь Свободы

Владимир Сахмеев, «Площадь Свободы»