О ситуации с ликвидацией очагов загрязнения на бывшем заводе «Фосфор» в Тольятти

отходы на территории бвышего завода фосфор

Два очага загрязнения на бывшем заводе «Фосфор» включены в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС). Это решение стало важным шагом для начала работ по устранению последствий промышленной деятельности, нанесшей ущерб природе.

Речь идет о бывшем цехе №1, где ранее производился желтый фосфор, и печном отделении цеха №51. Теперь, после включения в реестр, начнется разработка планов по ликвидации накопленного вреда.

Данная информация прозвучала на заседании комиссии по городскому хозяйству в Думе г.о.Тольятти.

Загрязненные территории бывшего ОАО «Фосфор», в отношении которого в 2007 году было завершено конкурсное производство, стали результатом многолетней промышленной деятельности, нанесшей значительный ущерб окружающей среде. Однако обязательства по устранению этого вреда либо не были выполнены, либо были реализованы лишь частично.

Согласно заключениям Центра гигиены и эпидемиологии в Самарской области Управления Роспотребнадзора по Самарской области, отходы, находящиеся на территории 11 загрязненных земельных участков бывшего ОАО «Фосфор», имеют среднюю степень совокупного воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни. Двенадцатый объект — шламоотвальное хозяйство — представляет собой зону высокого риска, угрожающую здоровью населения.

Правообладателем земельных участков, на которых размещены опасные отходы/вещества бывшего завода «Фосфор» (г. Тольятти ул. Новозаводская, 2а), является Российская Федерация, то есть земельные участки находятся в федеральной собственности.

Администрация Тольятти активно работала над включением всех двенадцати загрязненных участков бывшего ОАО «Фосфор» в ГРОНВОС. Но на данный момент только два объекта — печные хозяйства цехов №1 и №51 официально внесены в реестр. Шламоотвальное хозяйство, представляющее наибольшую опасность, находится на рассмотрении Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Что касается остальных девяти объектов, то в их включении в ГРОНВОС было отказано из-за наличия собственников объектов капитального строительства.

Два объекта, включенные в ГРОНВОС, подлежат ликвидации в соответствии с постановлением правительства РФ от 23 декабря 2023 года. Полномочия по их устранению переданы исполнительной власти субъекта Федерации. В прошлом году был объявлен конкурс на разработку технических обоснований и сметной документации, необходимых для определения стоимости проектирования и ликвидации этих объектов. Сметы уже подготовлены и в марте направлены на экспертизу. Ожидается, что до конца апреля экспертиза будет завершена, что позволит объявить конкурс на проведение работ по проектированию и ликвидации.

Все проекты, связанные с ликвидацией объектов накопленного вреда окружающей среде, обязаны пройти государственную экологическую экспертизу. Учитывая текущую практику, на это уходит не менее полугода для каждого объекта. Планируется, что проектирование будет завершено до конца 2026 года. После этого будет подана заявка в Министерство природных ресурсов и экологии РФ для участия в федеральном проекте «Генеральная уборка». Если заявка будет одобрена, работы по ликвидации начнутся за счет федерального финансирования. В случае отказа финансирование будет осуществляться из средств областного бюджета, а сами работы начнутся в 2027 году.