В управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области состоялась пресс-конференция, где руководитель ведомства Вадим Маликов подвел промежуточные итоги работы за полугодие и поделился собственным видением на решение проблем, имеющих место в этой сложной, но крайне важной каждому гражданину отрасли.
Открывая беседу с журналистами, спикер напомнил, что еще несколько лет назад в России стартовала передача функций по приему документов на государственную регистрацию в иные организации, помимо самого Росреестра. В частности, в 2011 году было принято решение о том, что прием документов на государственную регистрацию будут осуществлять не только сотрудники Росреестра, но и специалисты кадастровой палаты. И этот процесс на сегодняшний день успешно реализуется. В 2013 году в систему приемки документов включились и вновь создаваемые многофункциональные центры по предоставлению государственных услуг (МФЦ). Их появление, как полагает Вадим Маликов, позволило в основном снять накал, связанный с приемом документов на государственную регистрацию, который существовал в регионе еще совсем недавно. Особенно радуют главу областного Росреестра показатели г.о. Тольятти, где открылось уже порядка 9 площадок по приему документов и предоставлению прочих государственных и муниципальных услуг, которые оказывают филиалы городского многофункционального центра.
Впрочем, рост количественных показателей вовсе не гарантирует повышения качества работы операторов. Так, корреспонденты поинтересовались, что мешает специалистам тольяттинского МФЦ безошибочно рассчитывать размер государственных пошлин, которые граждане должны оплатить при запросе той или иной услуги по государственной регистрации имущества. Ведь если заявитель недоплатит хотя бы рубль, регистрационная процедура будет приостановлена, что может привести к любым неприятным последствиям, вплоть до срыва намеченной сделки. По мнению Вадима Маликова, корень проблемы кроется в самой системе организации внутреннего функционала МФЦ, чья работа строится по принципу «универсальных солдат».
— Это означает, что один и тот же человек, который сидит в окошке МФЦ, должен принять документы на государственную регистрацию, на постановку на кадастровый учет, на выдачу паспорта, а также оказать еще несколько десятков различных муниципальных и государственных услуг заявителю, — объясняет глава управления Росреестра по Самарской области. — Но беда этой системы состоит в том, что такой универсальный работник МФЦ только принимает те документы, которые приносит ему заявитель. А уж полон ли собранный пакет и верна ли рассчитанная и оплаченная пошлина, зависит от самого гражданина. К сожалению, именно такой подход продекларирован на сегодняшний день при создании и развитии систем многофункциональных центров. Но мы в Росреестре занимаем иную позицию и настаиваем, что применим в этом случае может быть только принцип профессионального подхода. То есть специалисты, которые работают по теме государственной регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета, должны выделяться из общей массы и обладать более глубокими специфическими знаниями вопроса. Поскольку если на приемке документов работает «универсальный солдат», то он понемногу разбирается во всем, но не способен максимально погрузиться в тематику отдельно взятого направления.
По словам Вадима Маликова, возглавляемое им ведомство абсолютно заинтересовано в том, чтобы прием документов на государственную регистрацию и кадастровый учет осуществлялся специалистами МФЦ как можно более профессионально и грамотно. Регистратору очень важно, чтобы пакеты документов и все сопутствующие заявления граждан были оформлены в строгом соответствии с законодательством, чтобы пошлины были оплачены строго по установленным нормативам. Иначе могут возникнуть основания для приостановки регистрационных действий, а это существенное увеличение объема работы специалистов Росреестра.
— Для нас крайне важно выполнить регистрационные действия быстро и в кратчайший срок выдать документы на руки заявителю, — говорит Вадим Маликов. — Поэтому мы проводим достаточно большую работу по обучению специалистов МФЦ, для чего организованы постоянно действующие еженедельные семинары. На этих семинарах сотрудников многофункциональных центров собирают в одном зале и буквально на пальцах рассказывают и показывают, что нужно делать и как нужно делать. В то же время, должен подчеркнуть, что закон о государственной пошлине — это целый раздел Налогового кодекса РФ, который достаточно емок и сложен, и не секрет, что разобраться в нем весьма непросто как заявителям, так и специалистам. Поэтому надо просто усилить работу по этому отдельно взятому блоку, и я думаю, что ситуация будет исправлена.
Другая проблема, с которой сталкиваются тольяттинцы при оформлении сделок с недвижимостью через МФЦ, касается несоответствия сроков выдачи документов заявителям и сроков выполнения регистрационных действий по ним. Например, забрать готовые бумаги из МФЦ гражданина пригласили 25 мая. Но в документах сказано, что регистрация состоялась 20 мая, о чем клиент и расписывается в журнале выдачи многофункционального центра. Куда и по какой причине теряются пять дней, операторы МФЦ не объясняют, кивая в сторону Росреестра, где якобы и задержались документы. Но гражданам от этого не легче, поскольку несвоевременная передача бумаг в тот же паспортный стол по месту жительства может грозить штрафами в размере 2,5 тыс. руб. за каждого члена семьи. Комментируя этот вопрос, Вадим Маликов ссылается на особенности межведомственного взаимодействия и в то же время признает, что проблема имеет место, и работа по ее минимизации будет продолжена.
— Срок государственной регистрации установлен федеральным законом и составляет в настоящее время 18 рабочих дней, — объясняет глава регионального ведомства. — Но в Самарской области этот срок сокращен до 7 рабочих дней, то есть он изначально почти в три раза меньше срока, установленного законодателем. Опять же, четкой даты, когда принимается решение о выполнении регистрации, нет. Значит, документы на регистрацию могут попасть на седьмой рабочий день, а могут — на второй или третий. Соответственно, как только документы попали регистратору, он их отрабатывает, оформляет свидетельство, и именно эта дата является официальным днем регистрации. Далее запускается сложный процесс передачи данных из нашего ведомства в МФЦ. Здесь действует целая система идентификации, бумаги шлюзуются, при шлюзовании просматривается их комплектность. Мы не можем допустить ситуацию, чтобы при передаче из одного ведомства в другое пропал хотя бы один документ из установленного законом списка. Таким образом, передача, как правило, занимает 1-2 дня. Мы, безусловно, стараемся и эти затраты времени минимизировать, но получается не всегда. В любом случае 2 дня — это нормально, так как даже в положении у нас записано, что документы должны выдаваться в срок плюс 2 дня, необходимых как раз на передачу пакета в МФЦ. И мы в эти сроки всегда умещаемся. Но раз проблема существует, будем еще серьезнее ее решать. Там на самом деле есть где работать.