Нюхачи АВТОВАЗА: Как проверяют качество воздуха в салоне автомобиля

    Автомобили могут пахнуть целым «букетом» различных запахов, и теперь наши эксперты могут точно сказать, какая именно деталь издаёт тот или иной аромат. Прежде ни одна из методик не позволяла определить характер запаха, лишь интенсивность. Кроме того, именно «французский способ» даёт наиболее сопоставимый результат анализа. Мы продолжаем осваивать новые методики Альянса, создаём свои и расширяем область испытаний пластмасс – всё для того, чтобы автомобили LADA были конкурентоспособными.

    Как проверяют качество воздуха в салоне автомобиля? Методик много, но незаменимый элемент в большинстве из них – человеческий нос. На АВТОВАЗе нюхачи, как они сами себя называют, определяют источники неприятных запахов в салоне автомобиля и находят способы их устранения.

    Качество воздуха в LADA контролировали всегда: специалисты инжинирингового центра оценивали запахи материалов, деталей и самих автомобилей по шкале от едва ощутимых до резких. В 2010 году взяли на вооружение методики Renault, в которых помимо интенсивности запаха оценивается ещё и характер запаха исходя из теории поля запахов Жобер. В настоящее время осваивается инструментальный анализ качества воздуха в салоне автомобилей. Появилась специально обученная группа волонтёров-экспертов по запаху, возглавила которую главный специалист бюро конструкционных термопластов и эластомеров Эмма Зиганшина.

    Эмма Хаковна – кандидат химических наук, долгие годы успешно занималась в исследовательском секторе Тольяттинского политехнического института фундаментальной наукой и её практическим применением в народном хозяйстве и медицине, в 90-е, когда науку перестали финансировать, пришлось менять сферу деятельности. Новым местом работы стал НТЦ лидера отечественного автомобилестроения. Оказалось, химическое образование успешно орудует в бою против растрескивания, вспучивания, скрипа автокомпонентов из пластмасс и деталей с гальваническим покрытием.

    – Но как же вы стали главным носом АВТОВАЗа? – спрашиваю я.

    – Ну, так называться нескромно, – протестует собеседница. – Просто нужно было кому-то организовать нюхачей-экспертов по запаху, когда начали переходить на французские методики испытаний. В техноцентре Renault качеством воздуха занимается специальная лаборатория и также работает группа экспертов по запаху – панелисты. У нас это 15 волонтёров, т.е. специалистов завода, которые добровольно, не за доплату, выполняют такую функцию. Это необязательно химики – люди разных профессий: ведь у всех есть носы, и, значит, способность оценить ароматы так, как их чувствуют владельцы автомобиля. Но люди увлечённые: тренируем нюх каждую неделю. Это как занятие музыкой – уроки должны быть частыми, ведь обучали нас так же, как обучают парфюмеров во Франции.

    Помимо строго расписания тренингов, добровольцы принимают жёсткие правила, предписывающие ограничения в еде, напитках, одежде и использовании парфюма перед проведением обонятельного анализа, и ответственность предоставить АВТОВАЗу честные и объективные результаты.

    Бюро, в котором работает Зиганшина, единственное в России, валидированное Renault на проведение порядка 60-и методик испытаний полимеров и деталей из них. Что касается запаха, то их целых три, и они позволяют проверить запах материалов, деталей и салона автомобиля поэтапно.

    Сначала анализируют материалы для изготовления деталей LADA. Образцы материала выдерживают в специальных ёмкостях в термошкафу. Затем эксперты оценивают «распустившиеся» от температуры в 70 градусов ароматы. Определить их интенсивность нужно «с первого вдоха». А вот для выяснения характеров можно «посмаковать». В помощь идут личные ассоциации и теория поля запахов (LeChampdeOdeur) – разработка супругов Жобер для концерна Renault, систематизировавших присутствующие в автомобилях «благоухания» для наглядности по цвету и летучести.

    Если материалы проходят испытание, «носы» берутся за детали: процесс изготовления может в корне поменять амбре. До анализа допускаются детали не старше семи дней выпуска, доставленные в герметичной упаковке. В настоящее время прорабатывается валидация и одобрение ещё нескольких методик Renault по качеству воздуха с использованием уникальной камеры. Эта «чудо-печка» с заданными воздухообменом, влажностью и специальными датчиками помогает не только оценить запахи, но также выявить содержание и концентрацию летучих веществ, способных отрицательно влиять на здоровье человека.

    – Допустим, мы одобрили деталь по запаху. Но в салоне автомобиля их множество, и если некоторые прошли валидацию «на пределе», вместе они могут создавать недопустимый запах. Даже если в целом сложился хороший букет, разные люди могут воспринимать его неоднозначно. Поэтому успешное прохождение испытаний по двум методикам не гарантирует, что мы не забракуемзапахвсалоне, – говорит Зиганшина.

    Этот самый последний тест, как очная ставка для авто. Чтобы «следственное действие» было точным, проводят его также не менее пяти экспертов.

    – У каждого «носа» не может быть одинаковой оценки, но в среднем получается самое то, что ощущает средний потребитель, – уточняет Эмма Хаковна.

    Вечером автомобиль не старше 28 дней с момента выпуска освобождают от защитных плёнок, открывают дефлекторы, капот, окна и проветривают. Затем закрывают и оставляют минимум на десять часов в помещении без запахов при комнатной температуре. Утром эксперты по команде открывают двери и садятся в машину. У них есть пять минут, чтобы зафиксировать в протоколах, чем пахнет, что пахнет и насколько сильно.

    Дело для опытных носов находится не только при проверке новых производителей автокомпонентов и материалов, а также при прохождении автомобилями вех. Реагируют и на запросы потребителей. «Есть запах аммиака» – пожаловались те несколько лет назад на ковровые покрытия в машинах. Эмма Хаковна «замутила» специальный раствор, провела с ним на производстве поставщика нехитрый фокус с разложением аммонийных солей, содержащихся в коврах. Заставила-таки обновить дурно пахнущие коврики со скрытым запахом аммиака, который проявлялся только при эксплуатации в жаркую сырую погоду, и изменить технологию их производства. Сейчас, по утверждению Зиганшиной, все автомобили LADA соответствуют утвержденным требованиям по запаху.

    газета «ВА-Волжский Автостроитель», №10 (31), 13 июня 2019 года

    лаборатория запахов

    фото: «ВА-Волжский Автостроитель»