Нужен ли троллейбус в городе

троллейбус новый

Недавно в тольяттинских СМИ появились публикации, в которых всерьез обсуждается целесообразность существования в городе троллейбусов из-за того, что их работа слишком дорого обходится муниципалитету. Эти разговоры очень странно выглядят на фоне реальной статистики Тольяттинского троллейбусного управления.

В прошлом году администрация города обеспечила ТТУ новым подвижным составом, горожане уже успели оценить преимущества передвижения на новых троллейбусах, но в определенных кругах снова заговорили о том, что такой транспорт – это роскошь для Тольятти. Сразу в нескольких местных СМИ появились материалы, в которых содержится недостоверная информация о положении дел в ТТУ. В частности, неверно был указан один из основных показателей эффективности – себестоимость перевозок.

Источники «Панорамы» полагают, что начавшиеся разговоры про то, во сколько на самом деле обходится троллейбус, инициированы группой лиц, имеющих отношение к рынку перевозок в городе. Возможно, с их подачи и рассматривается экономика ТТУ. В таком случае для объективности приведем реальные данные, взятые из ответов руководства ТТУ на наш запрос.

Для начала: себестоимость перевозки в настоящее время уже не составляет 51 рубль. Это цифры того периода, когда в ТТУ еще не было нового подвижного состава, а он напрямую влияет и на объем перевозок, и, соответственно, на их стоимость. Весной текущего года новые троллейбусы, которые муниципалитет приобрел в лизинг, уже работали, и себестоимость поездки после первого квартала 2018 года начала снижаться. Во втором квартале она составила 42 рубля, в третьем – 43 рубля, в октябре – 41 рубль.

Напомним, что в 2015 году на предприятии совместно с мэрией городского округа Тольятти была разработана стратегия, в которой есть и обновление парка, и оптимизация расходов, и переход ТТУ на работу с одним депо, а также восстановление маршрутов № 57 и 18 с целью увеличения объема работы. Кроме того, восстановление 18-го маршрута позволило снова связать все три района города, как и требовали в свое время депутаты городской думы.

Судя по тому, как реагирует руководство ТТУ на внимание СМИ, эти данные не являются тайной, но в публикациях о целесообразности сохранения ТТУ эти факты не звучат. Сторонники экономии на троллейбусных перевозках, «разоблачив» секрет Полишинеля о том, что поездка стоит не 25 рублей, а намного больше, опустили другие составляющие работы этого предприятия.

За много лет сотрудничества муниципалитета и частных перевозчиков, если эти отношения можно назвать сотрудничеством, СМИ ни разу не слышали о том, сколько эти компании платят налогов. Какая у них прибыль, как им удается ее достичь? При этом их постоянно сравнивают с муниципалами, если речь заходит о дотациях последним.

На вопрос о том, что мешает ТТУ работать так же прибыльно, как это делают частные перевозчики, директор ТТУ Евгений Валериевич Растегаев объясняет: «Кроме коммерческой составляющей у нас, как у муниципального предприятия, есть совершенно конкретная социальная функция. Из 5,8 миллиона всех наших пассажиров 2,9 – это пенсионеры. Кроме того, мы, как выражаются в нашей среде, не «пикуем». Если бы мы работали в пиковом режиме, то нам понадобилось бы меньше работников и денег, но мы так не делаем, потому что у нас есть и социальные задачи».

Заинтересованность муниципалитета в существовании своих перевозчиков в таком случае нетрудно понять. Если не станет ТТУ, кто будет перевозить эту категорию пассажиров? Практика, которую вводили ранее, показала, что коммерсанты неохотно работают на такие социальные задачи. В свое время, решая эту проблему, департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Тольятти разделил эту часть перевозок между АТП-З и ТТУ, в результате чего были охвачены все улицы городского округа Тольятти.

Чтобы более полно удовлетворить запрос пассажиров, ТТУ изменило схему движения 13-го и 14-го маршрутов в Автозаводском районе. Эксперимент оказался успешным, так как принес дополнительно 3-4 пассажира на рейс. И, кроме этого, на улице Заставной появился муниципальный транспорт. Лоббистов темы закрытия ТТУ тоже можно понять: объем перевозок ТТУ ни для кого из перевозчиков лишним не будет.

В настоящее время в ТТУ работает около 500 человек. Даже если отбросить тот факт, что ликвидация предприятия приведет к риску безработицы для этих людей, остаются и другие негативные факторы такого решения. Например, налоги. По официальной информации, из 93 миллионов рублей субсидий, которые ТТУ получило в 2017 году, 81 миллион ушел на налоги: на землю, имущество, НДФЛ и т. д.

Сегодня предприятие принимает и переобучает новые кадры. У ТТУ есть лицензия на этот вид деятельности, и в этом году обучено уже 10 водителей. С начала декабря они приступят к работе. Сейчас на обучении находится вторая группа, из 14 человек. В настоящее время предприятие переживает острую нехватку водительского персонала, кроме того, в 2019 г. планируется увеличение объема работ.

Общее количество перевезенных пассажиров по плану 2018 года составит 5,8 миллиона человек. На данный момент уже перевезено около 4,7 миллиона человек. Вырастет и запланированный объем перевозок 2019 года – до 6,2 миллиона человек. И это не только план. По оценкам руководства, столько и будет перевезено в 2018 и 2019 годах ТТУ. После закупки новых троллейбусов на каждый рейс стало приходить 4-5 новых пассажиров.

«На данный момент мы выполнили все пункты стратегии, принятой в 2015 году, – отвечает на наши вопросы руководитель ТТУ Евгений Растегаев. – В 2016 году мы сработали, не наработав убытки. В 2018 году снизили кредиторскую задолженность, это около 50 миллионов. Из них 24 дал город, но 26 мы снизили сами, за счет мероприятий. На текущий момент в 2018 году мы уменьшили кредиторскую задолженность еще на 14 миллионов, и это результат за 10 месяцев».

Очень неожиданно на фоне этих цифр выглядит позиция авторов идеи закрытия ТТУ. И если уж говорить об оптимизации, то, по мнению экспертов, есть и другие способы достичь лучших экономических показателей в ТТУ. Например, увеличение количества подвижного состава напрямую влияет на объем перевозок и снижение их себестоимости. И в случае с ТТУ это видно на практике.

Оплату электроэнергии ТТУ осуществляет как промпредприятие с тарифом 5,5 рублей за кВт/ч. Однако сейчас в этой отрасли серьезно обсуждают, что троллейбусам, которые работают на социальные задачи муниципалитетов, нужно снизить тариф – до тарифа расчетов с населением, чтобы сохранить экологичный транспорт и дать возможность его развивать. По оценкам наших источников, в случае с ТТУ это может дать сокращение расходов до 20 миллионов рублей в год. Другими словами, вариантов решения вопроса о рентабельности ТТУ явно больше, чем один. И если уж ТТУ не закрыли в 2012-2015 годах, когда оно было на грани банкротства, то ликвидация его сегодня будет выглядеть как натуральное вредительство. Особенно учитывая, что еще этим летом нам объясняли: экологическая обстановка в первую очередь связана с загазованностью от автотранспорта.

Ирина Смирнова, газета «Панорама Самарской области»

троллейбус новый
фото: Панорама Самарской области