Новый сбор денег: Метод альтернативной котельной или новая модель рынка тепла

люди приехали с жалобами
фото: «Площадь Свободы»

Наконец-то придумали, как заставить теплоснабжающие организации обновлять ветшающие трубы. Разрешено значительно увеличить тариф на тепло, а разницу между реальными затратами и оплатой потребителя присваивать поставщикам тепла. Чтобы потом называть полученные от потребителя деньги инвестициями и вкладывать их в модернизацию сетей. При этом новый способ сдирания денег с населения завернули в блестящий фантик и назвали новой моделью рынка тепла, или «методом альтернативной котельной».

Красивая обёртка

Давайте посмотрим, как тепловики объясняют населению необходимость перехода на новый метод «справедливого и универсального расчёта тарифов на тепловую энергию».

«Инфраструктура российского теплоснабжения устарела и изношена. Участились аварии, а значит страдают потребители. Для решения проблемы нужны вложения, но существующая система не стимулирует энергокомпании инвестировать. Чтобы обеспечить приток средств, правительство разработало новый метод справедливого и универсального расчёта тарифов на тепловую энергию.

Его неофициальное название – метод альтернативной котельной или новая модель рынка тепла. И нужно понимать, что речи о реальном строительстве котельной не идёт. Новый принцип утверждён Федеральным законом от 29 июля 2017 года No279-ФЗ. Основная идея новой модели – модернизация систем теплоснабжения, которые навсегда останутся в городе, независимо от того, что будет с поставщиком тепла завтра. Переход на неё улучшит качество теплоснабжения, решит проблему прогнозируемости цен на долгосрочный период. Это позволит энергокомпаниям принимать инвестиционные решения и создаст предпосылки для финансирования на десятки лет вперед.

Сейчас чем больше поставщик тратит за год, тем более высокий тариф получает в следующем. В выгодном положении самые неэффективные. С новым методом все должны продавать тепло по одной цене. Если затраты поставщика выше, они либо повысят свою эффективность, либо уйдут с рынка. Рост эффективности сэкономит средства, которые компании смогут инвестировать в развитие теплоснабжения. Больше не нужен ежегодный пересмотр тарифов. Цены установят на годы вперед. Для каждого города утверждается предельный уровень, дороже которого нельзя продавать тепло. Зато дешевле – можно: энергетики и власти могут применять понижающий коэффициент, чтобы снизить цены на тепло. Внутри ценовой зоны с единым тарифом на тепло, его качество и надежность полностью отвечает единая тепловая организация (ЕТО).

Минэнерго отвечает, что резкого роста тарифов не будет. Окончательная цена определяется особенностями региона и количеством инвестиций. Если предельный уровень существенно превысит текущий, тариф повысят постепенно. Переход на новый метод добровольный. Финальное решение за региональными и муниципальными властями. Первым новый метод опробовал Рубцовск, где Сибирская генерирующая компания вложила 2 млрд рублей и решила проблемы с постоянными перебоями с отоплением.

Перед переходом на новый метод поставщик тепла предлагает муниципалитету программу инвестиционных мероприятий по модернизации теплоснабжения. При готовности властей и губернатора их заявку согласовывают Минэнерго, Минстрой и Федеральная антимонопольная служба, а Правительство России издаёт акт об отнесении города к ценовой зоне. После этого органы местного самоуправления и ЕТО заключают соглашение об исполнении схемы теплоснабжения и рассчитывается тариф. Новый метод позволит обновить систему теплоснабжения, сократить порывы и отключение отопления и горячей воды. И чем раньше к этому приступить, тем дешевле это обойдётся энергетикам, а значит и потребителю».

Мнение экспертов

Метод альтернативной котельной предполагает, что вся теплоэнергия ТЭЦ отпускается непосредственно от котлов. В результате никакой разницы в тарифах на теплоэнергию от ТЭЦ и котельной (по топливной составляющей) не будет. Соответственно, потребитель может оставить надежды на заметное снижение стоимости тепла несмотря на то, что стоимость топливной составляющей при выработке 1 Гкал от ТЭЦ в среднезимнем режиме примерно в четыре раза меньше, чем у котельной.

Потому переход на тарификацию по методу альтернативной котельной на первом этапе приведет к значительному росту тарифов в некоторых субъектах. Если после расчетов по новой схеме цена за отопление в регионе уменьшится, то в проигрыше останется поставщик. В случае же увеличения стоимости услуг генерирующие компании выиграют, тогда как население ощутит значительный рост.

Согласно новой методике расчета тарифы увеличатся следующим образом: Казань – на 78%; Новосибирск – на 63%; Омск – на 61,6%; Челябинск – на 46%; Волгоград – на 42%; Екатеринбург – на 40%; Уфа – на 28%; Ростов-на-Дону – на 15,6%; Нижний Новгород – на 3,5%. Нашего региона нет в этом списке, но рост цен будет для нас не менее 25%, говорят эксперты.

Эксперт СРО «Энергоаудиторы Сибири» Александр Богданов считает методику альтернативной котельной ошибочной.

Во-первых, потому что она «пролоббирована топ-менеджерами, перед которыми стоит задача любой ценой снизить тариф на электроэнергию, даже за счёт необоснованного роста тарифов на отработанное тепло паровых турбин ТЭЦ.

Во-вторых, методика приведёт к серьезному повышению тарифов в ЖКХ.

В-третьих, тариф «альтернативная котельная», говорит сибирский энергетик, противоречит технической сути процесса: «При производстве тепловой и электрической энергии весь огромный эффект экономии топлива, достигающий 45-48%, полностью относится на счёт производства электроэнергии. При этом якобы улучшается в 2,3 раза эффективность электроэнергетики: с 37% до абсурдно недостижимой величины – 85%. В таком случае потребители тепла в ЖКХ, имеющие полное право на сбросное тепло от паровых турбин ТЭЦ, будут субсидировать электроэнергетику: будет считаться, что на сбросное тепло затрачиваются не реальные – 30-60килограммов условного топлива на производство одной гигакалории, а политически навязанные затраты 170-180 кг».

Как говорится, что и требовалось доказать!

Гладко было на бумаге

Звучит красиво. Но это слова. Только что же они напоминают?.. А, примерно также «втирали» нам о необходимости введения «мусорной» реформы. Дескать, мусора мы производим столько, что полигоны уже не справляются, что нужно строить мусороперерабатывающие заводы, вводить раздельный сбор отходов и т.д. и т.п. Только на деле оказалось, что Самарскому региональному оператору – ООО «ЭкоСтройРесурс», отвечающему за улучшение экологической ситуации в регионе и переработку мусора, не нужны ни заводы, ни раздельный сбор отходов. Нужны только деньги, потому и обложили новым «оброком» даже не жителей региона, а их квадратные метры жилья. И примерно так же по всей стране.

Вернёмся к песне под названием «Метод альтернативной котельной» и попробуем разложить по полочкам, в пользу кого он направлен. Но сначала скажем, что обещает наша теплоснабжающая организация ПАО «Т Плюс», действующая в Самарском регионе.

Итак, теплоснабжающая организация ПАО «Т Плюс» говорит, что намерена всерьёз заняться повышением надёжности теплоснабжения. Первые муниципалитеты, где «Т Плюс» планирует перейти на новый метод, – Самара, Новокуйбышевск и Тольятти. Метод альтернативной котельной, как говорят тепловики, позволит за 15 лет вложить в сети 50 миллиардов рублей, и переложить 1 400 км сетей муниципальных и бесхозных сетей, износ которых сегодня превышает 70%.

Реализация планов позволит привести весь комплекс теплоснабжения к нормативному уровню надежности. В результате повреждаемость в Самаре и в Новокуйбышевске снизится более чем в четыре раза, а в Тольятти количество повреждений удастся сократить в два раза, сообщает «Т Плюс».

Действующая инвестиционная программа тепловых сетей городов позволяет привлечь (читай – вытащить из наших с вами карманов) финансирование в сумме 1 млрд рублей в год. Якобы, такие объёмы работ не позволяют снизить повреждаемость на всей цепи коммуникаций – от источников до конечного потребителя. Привлечь финансирование на исполнение инвестиционной программы возможно путем перехода на новую модель рынка тепла по методу «альтернативной котельной». Такая модель рынка применяется уже в ряде регионов страны, – сообщает муниципальная газета «Городские ведомости».

Разбор мифов

Скажем сразу, многое из этого – враки. Во-первых, модель не применяется в ряде регионов России, пока в первопроходцах лишь город Рубцовск Алтайского края. Городом этот населённый пункт стал называться с 1927 года, число его жителей порядка 140 тыс. Как рассказывают открытые источники, в городе были закрыты пять предприятий, построенные при советской власти, потому социально-экономическое положение здорово снизилось. Поэтому тарифы долгое время сдерживались, так как люди платить не могли, то есть в перекладку сетей никто не вкладывался. В результате сети якобы обветшали на все 100%. И отопительный сезон 2016/2017 стоял под угрозой. В итоге в 2017 году сети отдали в концессию Сибирской генерирующей компании, а затем с 2019 года тарификация началась по методу альтернативной котельной. Вообще, как говорят эксперты, знакомые с опытом внедрения нового метода, «альтернативная котельная» больше подходит маленьким городам со старенькой системой теплоснабжения. Так что ни Тольятти, ни Самара, если верить экспертам, для данного метода не подходят.

Но самое главное, что приходит на ум рядового потребителя при изучении нововведения: а не проще ли действительно построить альтернативные котельные, если их стоимость лежит в основе расчета нового тарифа? Тогда и такого износа сетей не будет, ведь их продолжительность существенно сократится. Нет же. В новом «справедливом методе» лежит лишь расчёт, то есть деньги с населения соберут, но без котельной. Зато вот как будет рассчитываться тариф. «Например, если в городе N решили построить свою котельную на несколько кварталов. Тогда для расчёта предельного уровня цен берут: стоимость строительства + затраты на покупку и подвоз топлива + затраты на доставку тепла до потребителя + зарплаты сотрудникам + другие затраты необходимые для работы котельной. Всё это делят на количество гигакалорий, которое могла бы произвести эта котельная. И получается стоимость 1 Гкал». Так объясняют нам в рекламных статьях заказчики нового и справедливого метода. То есть, надо понимать, что мы с вами своими настоящими деньгами оплатим потёмкинские деревни.

Далее. Если нынешний метод расчета тарифа, который используют ресурсные организации, зависит от затрат предыдущего сезона, и порождает в том числе сознательное выведение из строя общедомовых приборов учёта тепла, прибавление Гкал к показаниям счётчика и т.д. (Об этом мы писали в прошлом номере «Тольяттинский Навигатор» в статье «В чьих интересах работает УК ЖКХ, или Что скрывают тепловые отчёты?»), то где гарантия, что тарифы по методу альтернативной котельной будут рассчитаны справедливо? Это во-первых. А во-вторых, где гарантия, что тепловики, получив дополнительные средства от населения, будут их вкладывать в модернизацию отрасли, а не предпочтут крутить в банке ради процентов? Где гарантия, что большие деньги будут стимулировать ресурсных монополистов вкладывать деньги в сети?

Также нам заявляют, что при переходе на метод альткотельной не нужен ежегодный пересмотр тарифов. Мол, цены установят на годы вперед. Правда, умалчивают о том, что расти они будут на размер годовой инфляции. Так у нас и сейчас тарифы поднимают лишь на размер инфляции, других-то увеличений нет. Недавно нам уже сообщили, что в следующем году рост тарифов для Самарской области составит не более 3,6%. В чем разница-то?

Ну и самый важный вопрос, на сколько вырастут тарифы? В Минэнерго подсчитали, что после перехода на метод альтернативной котельной цены на тепло отразятся на потребителях таким образом: «для 20% они останутся прежними; 40% почувствуют рост на уровне инфляции + максимум 2%; для 37% дополнительно к инфляции еще 5%; для 3% тарифы вырастут на 10%».

Дальше совсем непонятно: «Если установленный предельный уровень выше существующего тарифа, резкого скачка не будет. Тарифы повысят постепенно на протяжении 5-10 лет согласно графику, утвержденному губернатором». А как же заявления, что роста тарифов не будет долгие годы?

Вообще же, если увеличение будет незначительным, тогда, надо понимать, что с нас уже берут на строительство новых котельных! Причём, брали и будут брать! Кстати, «Самарское обозрение» весной писало, что новый метод увеличит стоимость 1 Гкал тепла в Тольятти примерно на четверть. Сейчас об этом – тишина.

А на примере всё того же города Рубцовска становится понятно, что тарифов менее 2 тыс. руб. за Гкал можно и не ждать. А больше – вполне. Ведь строительство котельной действительно требует немалых затрат. И не важно, что как таковую котельную никто не построит. Главное – оплатить.

Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 36 (531) 08 ноября 2019
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

люди приехали с жалобами
фото: «Площадь Свободы»