Новый эксперимент над школой: Внедрение ЦОС в учебных заведениях

урок во время карантина

Алтайский и Пермский края; Астраханская, Калининградская, Калужская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области; Кемеровская область – Кузбасс и Ямало-Ненецкий автономный округ – это регионы, в которых мы увидим первые итоги эксперимента.

В середине лета губернатор Самарской области Дмитрий Азаров сообщил обеспокоенной родительской общественности, что в нашем регионе с 1 сентября занятия в школах начнутся нормально, а не дистанционно. Однако это не отменяет того, что правительство РФ планирует эксперимент в школах по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС).

школьники 1 сентября

ЦОС и ныне там

В Тольятти, как и везде, режим, в котором учились школьники этой весной, родителями был воспринят однозначно плохо. Самые ответственные жаловались на перегрузки в процессе освоения материала через сеть, остальные попросту отказались заниматься с детьми, ссылаясь на занятость и неуправляемость детей, запертых на карантине. Напомним, что и ЕГЭ в этом году сдавали только те, кто поступал в вузы.

После такого родители уже летом стали интересоваться у представителей власти и профильных структур, каким будет новый учебный год. Ко всеобщему облегчению, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров сообщил, что наши школы пока не будут переходить на дистанционный формат. При этом полного отказа от ограничительных мер не происходит, и многие опасаются наступления второй волны эпидемии, а с ней и новой изоляции.

ученик за партой

«Нам никто еще точно не сообщил о том, каким будет следующий учебный год. Полагаю, сейчас никто не знает точно, удастся ли проучиться весь год без ограничений, – говорит наш источник, близкий к департаменту образования администрации Тольятти. – Пока мы надеемся на то, что все будет стандартно, особенно в отношении младших школьников. Дистанционные форматы очень плохо работают в таком возрасте».

Самые наблюдательные родители успели заметить, что за лето на федеральном уровне успели разработать и рассмотреть нормативные документы, которые явно говорят о том, что расслабляться в этом вопросе не стоит. Правительство может и не объявить новый режим изоляции, но от внедрения ЦОС оно отказываться не собирается. Информация о проекте есть на сайте госуслуг. Подписан проект постановления председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным.

«Я увидела эти документы еще до того, как наш губернатор сообщил, что пока в школах все остается по-старому, – рассказывает родительница одного из учащихся школы № 22 Наталья. – Из них понятно, что школа будет меняться, как и колледжи, и вузы. Некоторые детали этого проекта меня испугали. Например, то, что в проекте везде речь идет об электронном обучении. Наша область не вошла в экспериментальные регионы, но, как я поняла, на эксперименте это дело не закончится».

девочка за ноутбуком

Это негуманитарно

В настоящее время разработка постановления правительства РФ «О проведении в 2020 – 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» вступает в завершающую стадию.

Проект уже прошел общественные обсуждения на портале гос услуг и после оформления его окончательного текста наверняка вступит в силу. Его первоначальная редакция находится в открытом доступе и действительно содержит много положений, которые, по сути, описывают новый электронный формат обучения всех «этажей» образования в России. Отметим лишь некоторые черты этого проекта, которые однозначно говорят о том, что система образования, и в частности школы, прежними уже не будут.

учитель в школе

Во-первых, документ в общих чертах, но очень четко описывает требования к технической составляющей ЦОС. Бегло оценив масштаб предлагаемых изменений, понимаешь, что цифровизацию продумали очень тщательно. Технически ЦОС обеспечит и дистанционные занятия, и занятия в группах, и «диагностику образовательных достижений». То есть все элементы образовательного процесса авторы проекта намерены оцифровать. Очевидно, что в таком случае офлайн-образование будет неизбежно изменяться.

«Я не считаю, что дистанционное образование – это зло, – делится своими наблюдениями председатель Городского родительского собрания Тольятти Елена Васильева. – Мы живем в такое время, когда нужно внедрять и осваивать цифровые технологии, иначе останемся в прошлом веке. Проблема состоит в том, как именно это будут делать. Оснащение тольяттинских школ определенно отличается от школ Москвы. Мы это видели собственными глазами, а вот кадры у нас, я думаю, смогут успешно освоиться в новых технологиях».

Второе, что бросается в глаза при виде системы, которая описана в постановлении, – это ее технократичность. В документе употребляются понятия: контент, сервисы, платформы, профили и т. п. Таким образом описывается то, во что предполагается трансформировать образование. При этом нет образа учащегося, который формируется. Неудивительно, что многие из тех, кто ознакомился с документом, были шокированы. В его содержании явно не хватает гуманитарной составляющей.

учитель в классе перед ЕГЭ

Перед экспериментом

Алтайский и Пермский края; Астраханская, Калининградская, Калужская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области; Кемеровская область – Кузбасс и Ямало-Ненецкий автономный округ – это регионы, в которых мы увидим первые итоги эксперимента.

Кто-то из наблюдателей еще до его начала распространяет информацию о том, что ЦОС – это губительный проект для школьников и ничего хорошего в смысле развития личности ребенка он в себе не несет. Так было и с внедрением ЕГЭ. Родители, ученые, общественные деятели проклинали авторов ЕГЭ, собирали подписи за его отмену, выступали в поддержку старой школы. Результат – система была внедрена и действует.

По всей видимости, то же самое нас ждет и с онлайн-образованием. Участниками эксперимента, согласно постановлению, являются: Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (в 14 упомянутых регионах).

школьный класс

Однако самое интересное, что в качестве участников образовательной среды ЦОС упомянуты родители обучающихся. То есть они становятся частью этой системы. Это также насторожило некоторых потенциальных участников. В соц сетях они делятся своим беспокойством о том, как именно будут задействованы родители в таком случае и какую ответственность возложат на них как на участников эксперимента.

«Если в регионах все будет работать так же, как этой весной, когда мы вынуждены были учить уроки с нашими детьми, то это точно вызовет волну протестов родителей, – считает один из наших собеседников. – В классе обычно только несколько родителей серьезно уделяю внимание тому, как учатся дети. Остальные оставляют это школе, полагая, что она обеспечит необходимый минимум знаний. Обучаясь в дистанционном формате, дети и этот минимум не освоят».

Ирина Смирнова, оригинал статьи опубликован в газета «Панорама Самарской области»

школьники получают медали