Новые учебники истории с 1 сентября 2015 года

В России готовят новые учебники истории, некоторые попадут в тольяттинские школы уже 1 сентября этого года.

Совсем скоро учителям истории предстоит работать по новым учебникам и придерживаться нового историко-культурного стандарта. Чем он будет отличаться от старого и поможет ли воспитать из сегодняшних школьников настоящих патриотов? С этим вопросом, особенно актуальным накануне празднования 70-летия Победы, мы обратились к Елене Сидневой, учителю истории лицея № 57.
Елена Николаевна рассказала, что историко-культурный стандарт по истории Отечества был принят в 2013 году, утвержден Российским историческим обществом. После утверждения сей стандарт должен стать настольной книгой для каждого учителя, так как представит единую концепцию с едиными требованиями с точки зрения современной исторической науки. У преподавателей появится документ с перечислением обязательных для изучения тем, понятий, персоналий, на основе которого они смогут твердо работать. В конце методички прилагается ряд сложных вопросов, которые предполагают наличие различных точек зрения. И это очень хорошо! При условии, что учителя создадут условия для ознакомления с различными позициями и предоставят доказательную базу.
В новом историко-культурном стандарте, по словам Елены Николаевны, будет учитываться федеративное устройство нашего государства – многонационального и многоконфессионального. Стандарт предполагает увеличение объема знаний, изучение дополнительного перечня вопросов, которые бы показали, что история нашего Отечества – это история не только русского народа, но история всех народов, которые входят в состав Российской Федерации. Для каждого региона страны (в частности, для Самарской области) стандарт дополнят перечнем сквозных исторических сюжетов, основанных на балансе истории государства и истории отдельных людей, между мировой историей и локальной. Поскольку новый стандарт расширит перечень изучаемых вопросов, появляется маленькое «но», которое беспокоит учителей-историков, – предполагается рост объема часов или нет.

– Мы надеемся, что это противоречие будет приведено в норму. Иначе получится несоответствие и цели более глубокого изучения истории нашего государства мы не достигнем, – пояснила Елена Сиднева. По ее мнению, большое количество материала будет предложено ученикам для самостоятельной работы. В рамках новых требований государственного образовательного стандарта 70 процентов времени определено именно на самостоятельную работу. Это предполагает хорошее качество учебно-методического комплекса: учебных программ, методических пособий, хрестоматий, контурных карт, электронных приложений – и нового учебника, где и будут рассматриваться сложные вопросы. Соответственно, в каждом кабинете должны быть все ТСО.

Кроме того, новый историко-культурный стандарт делает ставку на формирование патриотизма, идеи служения Родине. История, ни для кого не секрет, идеологический предмет. Пока новый учебник никто не видел, но учителя надеются, что он будет позитивным и исключит необоснованное очернительство отдельных страниц истории нашего государства. Каждая методическая линия: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана – Граф» – скорее всего, предложит свои учебники. Но все они должны соответствовать историко-культурному стандарту. Это прерогатива государства.

Под занавес беседы я поинтересовалась, какие вопросы из истории Отечества больше всего волнуют современных школьников. По словам Елены Николаевны, ученикам интересно все, что связано с Великой Отечественной войной: «Какой ценой досталась Победа? Насколько была необходима советско-финская война? Правы мы были или нет, когда ввели свои войска в Западную Украину, Западную Белоруссию, включили Прибалтику в состав СССР?» Главное, по мнению Елены Николаевны, отвечая на сложные вопросы, учитель должен дать ученикам понимание, что в историческом прошлом России были не только огромные достижения и победы, но и ошибки и просчеты, при этом опираться на конкретные факты, делая акцент на гражданственность.

Интересно:
Порядок внедрения новых стандартов таков: сначала принимаются стандарты, потом разрабатывается программа, учебник, который должен быть апробирован, прежде чем его включат в систему образования. Из источников, публикуемых в блогах Интернета, нам стало известно, что апробацию учебников планируется начать в ряде российских школ с первого сентября 2015 года.

учитель истории школа 57

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”