Новелла Матвеева: Ее стихи поражали детской искренностью и наивностью

    новелла матвеева гитара

    Ее пластинка вошла в историю как первая бардовская пластинка в СССР!

    Новелла Матвеева (7.10.1934 — 4.09.2016) — русская поэтесса и автор первой бардовской пластинки в СССР. В 60-е годы ее песни знали все — их исполняла и она сама, и другие артисты эстрады. Самые известные среди них — «Я леплю из пластилина…» «Девушка из харчевни», «Страна Дельфиния» и другие. Ее стихи поражали детской искренностью и наивностью, они попадали прямо в сердце и тут же запоминались.

    Современный писатель Дмитрий Быков назвал песни Матвеевой «самым чистым веществом искусства», а ее саму — реинкарнацией Серебряного века в СССР. Наверное, потому, что творчество ее было и несвоевременным, и вневременным.

    В литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» прошел поэтический звездопад под названием: «Новелла Матвеева: «Будьте, как дети!»»

    На встрече читатели чуть ближе прикоснулись к биографии поэтессы-песенницы, открыли для себя тайну ее необычного имени. Узнали, почему с самого детства она стремилась к уединению, была равнодушна к славе и узнаваемости. А потом, посмотрев концертные выступления поэтессы и послушав некоторые из ее песен, влюбились в них окончательно и навсегда.

    Я — человек дикий

    Новелла Матвеева родилась в 1934 году в артистической семье. Ее отец был историком-краеведом и романтиком, мать — поэтессой и преподавателем литературы, отсюда и такие необычные имена детей — Новелла и Роальд.

    Стихи девочка начала писать еще во время войны, а в 1945 г. появились и первые песни. В 1950-х годах она стала выступать со своими песнями под аккомпанемент гитары. С самого детства Новелла стремилась к уединению, что объясняла таким образом: «От трусости, наверное, от страха. Я — человек дикий, вести себя не умею. Мне очень легко выглядеть смешной. Поэтому я стараюсь быть как-то отдельно…».

    В 1958 году стихи Новеллы Матвеевой впервые опубликовали, а в 1961-ом вышел ее первый сборник — «Лирика». В этом же молодую поэтессу приняли в Союз писателей СССР. В 1966 году вышла пластинка с песнями Матвеевой, которая вошла в историю как первая бардовская пластинка в СССР.

    Новелла Матвеева стала одним из первых советских поэтов-песенников, она была невероятно популярной в 1960-х годах. Всех очаровывала ее манера исполнения: взрослая женщина пела чистым детским голосом о таких простых и понятных вещах, что невозможно было не влюбиться в эти песни.

    Новеллу Матвееву иногда причисляют к «шестидесятникам», и хотя это верно хронологически, нельзя сказать, что идеологически она была им близка. Ее феномен заключался в том, что она никогда не разделяла ничьих политических взглядов, всегда пребывая вне времени и над временем.

    Будучи классическим интровертом, Новелла Матвеева максимально ограничивала контакты с внешним миром. Однажды она призналась, что даже на концертах не замечала лиц, так как они расплывались и сливались.

    Обязанности общения с издателями и редакторами взял на себя ее муж — поэт Иван Киуру, с которым Новелла прожила долгую и счастливую жизнь — 29 лет. Многие говорили, что они жили отшельниками, создав свою собственную «вселенную для двоих».

    Иван умер в 1992 году, его памяти Новелла оставалась верна и после его смерти. Жила для того, чтобы опубликовать свои воспоминания о нем и передать их потомкам.

    Когда потеряют значенье слова и предметы…

    Новелла Матвеева никогда не стремилась к богатству, славе, узнаваемости и прочим атрибутам популярности. Даже в 1960-х годах, на пике своего успеха, она выступала довольно редко, не любила фотографироваться и давать интервью. Хотя поэтесса всегда следила за новостями и очень близко принимала к сердцу все происшествия, никогда публично не высказывала своих мыслей, хотя ее формулировки были предельно точны и беспощадны: «И что ни день, нас требует к ноге не то элита, а не то малина, не то разговорившаяся глина, не то иная вещь на букву г».

    Александр Городницкий писал: «Помню, в начале шестидесятых, когда я впервые услышал ее солнечные, сказочные песни, я почему-то решил, что такие песни может писать только очень счастливый человек… Попав в первый раз в дом к Новелле Матвеевой и увидев чудовищный быт ее огромной неприютной коммуналки на Беговой улице, я был потрясен. Каким могучим воображением художника, каким мужеством и оптимизмом должен обладать автор, придумавший свой сказочный мир в такой обстановке!».

    Хотя имя Новеллы Матвеевой и не было широко известно, все же ее талант не могли не заметить: в 1998 году поэтесса стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии, в 2002 — лауреатом Государственной премии Российской федерации в области литературы и искусства. А в сентябре 2016 года ее не стало, но ее пронзительные строки как никогда актуальны и сегодня:

    Когда потеряют значенье слова и предметы,

    На землю, для их обновленья, приходят поэты,

    Их тоска над разгадкою скверных,

    Проклятых вопросов —

    Это каторжный труд суеверных

    Старинных матросов,

    Спасающих старую шхуну Земли.

    Материал подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»

    светлана россинская