Ночь музеев в Тольятти: битая посуда, корневые скульптуры и вазовская «копейка» за миллион

коллекция колокольчиков в музее
фото: «Вольный город Тольятти»

– Проходите! Здесь из битой посуды мы делаем… мозаику!

– Из битых тарелок? Настоящее мозаичное панно?

– Да, совершенно, верно. Бесплатный мастер-класс для всех желающих.

Сейчас, кстати, стало очень популярно приходить на мастер-классы, где родители с детьми делают одну совместную работу.

Согласитесь, любопытное творчество, когда из обычных битых тарелок создают настоящие мозаичные полотна. Причем сделать это может любой без особой подготовки. При вас должны быть трудолюбие, терпение, выдержка, усидчивость и… тарелки.

Всё это и многое другое, не менее познавательное, проходило в нашем краеведческом «лувре» в рамках международной акции «Ночи музеев». Большинство выставок и экспозиций, а также мастер-классов по лепке, гончарному делу, росписи проходили совершенно бесплатно. Да еще и под руководством педагогов.

Мы, как вы уже поняли, попали на урок мозаики.

– Полтора часа длится наше занятие. Да, довольно долго. Но ведь надо выбрать рисунок, затем набросать его, потом покрыть клеем, и еще несколько слоев. То есть такая достаточно скрупулезная работа, – отметила методист музея Ольга Козлова.

– А кто предоставил вам битую посуду?

– Сами из дома принесли тарелки, блюдца. Били здесь, в музее. Несколько дней ее разбивали… Мы знаем по опыту прошлых лет, что желающих на мастер-классы будет достаточно, соответственно, и посуды много надо. Если у наших жителей есть ненужная кухонная утварь, а выкинуть жалко, пусть приносят нам. С удовольствием примем. Из нее получатся красивые панно, такое перерождение в искусство из битых тарелок.

Очень много юных горожан оказались и на творческом уроке художественной школы Марка Шагала. Преподаватели привезли с собой уже готовые керамические изделия, разные фигурки, небольшие композиции, участникам оставалось только их раскрасить. Плохо не получится – это точно. Даже если вы и рисовать совсем не умеете. Помогут смешать акриловые краски, подберут тон. Однозначно, ваша фигурка жирафа будет выглядеть отлично и, возможно, красоваться на одной из полок в доме.

роспись керамической игрушки

Но самое приятное во всех этих художествах, активностях, мастер-классах – свою работу разрешали забрать домой! Слепил ведьму – домой, разукрасил верблюда, смастерил рамку – всё в квартиру.

Далее мы направились в депозитарий, там нужно было подойти по времени, поскольку в определенные часы начинались различные выставки. Так и попали на уникальную экспозицию колокольчиков. Рекомендую как обязательное посещение, если вы пришли в музей с детьми.

Что собой представляет выставка колокольчиков? Это свыше 550 звонких экземпляров со всего мира, собранных в одном месте. За стеклянными витринами красовались разнообразные экспонаты. Пластик, закрывающий витрины, прозрачен, поэтому он не заметен вообще.

выставка колокольчиков в музее

Никаких этикеток в витринах нет. Они спрятаны в специальные выдвижные ящички. Каждый колокольчик не только описан, но к нему сделан аудиофайл, где воспроизведен его звон. Наведя на QR-код этикетки, этот звон можно послушать. Естественно, все наводили свои смартфоны и слушали колокольные перезвоны.

К примеру, сигнальный колокол 1875 года с судна «Ворон» русского общества пароходства и торговли, а затем парусно-винтовой шхуны Черноморского флота Российской империи. Судно принимало участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в том числе в операции флота под Сулином. В 1889 году возвращенная владельцу шхуна была переоборудована в баржу.

Подобные колокола называют рындами, хотя рында на самом деле – это особый звон, три коротких, отрывистых удара, следовавшие один за другим. В русском флоте рынду били в полдень.

А здесь ритуальный колокольчик «Ганеша». Он украшен двумя сильными символами индуизма: слона и льва. Ганеша – индийский бог богатства и изобилия. Его считают покровителем бизнеса, ведь божество призвано убирать все препятствия с пути тех людей, кто в этом нуждается, и награждать за праведность материальными благами.

И так ходишь по залу, наводишь телефоном на коды и слушаешь различные звоны, пока не устанешь. Особой популярностью пользуются сувенирные колокольчики со знаками зодиака. Посетители постоянно считывали QR-коды, внимательно слушали и спорили.

– Все-таки скорпионы звучат громче и ярче многих, – отметила стоявшая рядом со мной девушка.

– Это вы львов не слышали. Вот они – да, – поспорила с ней пожилая женщина.

Видите, уже диспут колокольно-зодиакальный возник.

А коллекцию колокольчиков музею несколько лет назад подарила бывшая жительница нашего города, коллекционер, жена американца Лариса Францек. Отдала практически все свои звонкие экспонаты, оставив на память лишь избранные и дорогие сердцу.

В ее коллекции – колокольчики из 50 стран: точные копии больших исторических кайзеровских из латуни, бронзы, есть с хохломской и городецкой росписью. Авторские из керамики, металла, дерева и стекла.

Интересно, конечно. Кто-то собирает магнитики, кто-то – кружки, монеты, я знаю двух знакомых: одна коллекционирует фигурки слонов, другая – котов.

А вот Францек – колокольчики. Замечательное хобби. Задала экскурсоводу вопрос: а почему она не отдала коллекцию своим детям, внукам? Как я поняла из ответа, нет доверия к ним в плане сохранности предметов. Переживала, что дети растеряют их или уберут по ящикам, и всё. Поэтому решила передать музею.

В конце всем нам разрешили позвонить в музейный колокол… на счастье и загадать желание. Говорят, оно обязательно сбудется, тем более в ночь всех музеев. Есть в этом что-то волшебное.

В это время один маленький мальчик спросил у своей мамы:

– А желание вслух говорить?

– Нет, про себя. Подумай и загадай.

– А если я вслух хочу?!

Еще нам очень понравилась экскурсия по хранилищу музея.

– Мы идем в подвал?! Ура! – радовались двое мальчишек семи лет.

– Нет! Это не подвал. Но тоже очень интересное место, – ответила им экскурсовод.

Итак, мы оказались на… музейном складе. В общем – как еще второй музей с не менее оригинальными вещами, экспонатами, картинами и даже корневыми скульптурами.

Да-да, из корней деревьев. Автор работ – Виктор Балашов. Для того, чтобы создать эти образы, он специально искал деревья или рассматривал определенные куски, которые находил в лесу. И его задумкой было следующее: при минимальном вмешательстве в уже готовую природную форму создать что-то свое. В итоге появились скульптуры совы, русалки и многое другое.

скульптуры из дерева
фото: «Вольный город Тольятти»

Так как экскурсия называлась «Искусство и ремесла», нас провели к современным музейным стеллажам, где хранятся разные старинные бытовые предметы, а также ремесленный, строительный и хозяйственный инвентарь.

Здесь и лопата 60-х годов прошлого века для… копки картофеля. И все виды, размеры деревянных коромысел для того, чтобы носить воду с колодца. Вот шинковки для резки мяса и капусты. Тут же огромное корыто, его крестьяне использовали всей деревней.

Чугунки для печей, маслобойки, ухваты, полностью деревянная стиральная доска начала 20 века, ткацкие станки, утюги со специальным отверстием для угля. Есть печь и уголь? Будет и глаженая рубаха. Кстати, вес некоторых утюгов достигал 10 килограммов!

– А это что? Кто знает? – спросила экскурсовод.

– Ступа! – хором ответили женщины.

Да, их узнали все. Предназначались ступы для толчения зерновых культур, волокон льна, а также были ступки для толчения картофеля, соли.

деревянная ступа в музее
фото: «Вольный город Тольятти»

Меня же удивил один предмет для глажки. На Руси женщины гладили белье рубелем – катальной палкой. Рубель представлял собой деревянную пластину с ручкой на одном конце. На эту пластину наматывалось отжатое вручную белье и раскатывалось. И после этой процедуры даже плохо простиранное платье становилось чистым. Именно отсюда, кстати, пошло известное выражение «не мытьем, так катаньем».

Всем присутствующим на экскурсии приглянулись лапти и деревянные башмаки. Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Лаптей надо было заготовить много, обувь эта недолговечная: летом крестьянин мог стоптать пару за четыре дня, а в год уходило 50-60 пар…

лапти в музее
фото: «Вольный город Тольятти»

От плетеных лаптей перейдем к… вазовским ретро-автомобилям. Специально к «Ночи музеев» горожане пригнали натертые до блеска свои машины. Их было немного, всего десять, но каких! Чистые, с кожаными или велюровыми салонами, на дисках и в родной краске. Не обычная «копейка» или «классика», а мечта коллекционера.

Кстати, на такие ухоженные и раритетные автомобили и цены соответствующие – есть и за полмиллиона, и даже за миллион.

Коллекционер вазовских ретро-машин Николай Маслов по профессии инженер-строитель, а старинные авто – его хобби. На мини-выставку пригнал сразу три вазовские машины. Продавать он их не собирается, все авто – для души, и у каждой есть свой гараж. Получается, три гаража на три машины.

Сейчас Николай будет приводить в порядок недавно купленную «восьмерку», по его подсчетам, в нее следует вложить около 300 000 рублей. Вот такое мужское увлечение.

И всё это мы узнали, побывав на культурной ночи в музее! Что хочу сказать? Хорошее мероприятие, такое максимальное погружение в историю, философию, творчество и искусство. А еще – отличная возможность познакомиться с культурным наследием города, узнать что-то новое и весело провести время в кругу семьи и друзей.

Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»

выставка ретроавтомобилей