Но есть ощущение, что главные события ещё впереди

Помните, сколько политических копий было сломано в последнее десятилетие прошлого века во время баталий сторонников и противников проекта «лесной дороги»? Речь идёт о продолжении ленинского проспекта до центрального района. Особенно остро вопрос всегда вставал во время избирательных кампаний. В то время иногда казалось, что вот-вот и начнут рубить столь желаемую застройщиками коттеджей просеку, что на оккупированную территорию «зайдет» тяжелая техника – и только щепки полетят в разные стороны. Альтернативы южному шоссе как не было, так и нет. Городские власти решать проблему конструктивно (при помощи мостовых переходов, дорог-дублёров и дополнительных развязок) не хотят. А потому взоры чиновников всё время устремлены в лес…

Несмотря на эпизодические неудачные «заходы», попилить (в буквальном и переносном смыслах) тольяттинский лес желающих не убавилось. Совсем недавно тольяттинцы отстояли на общественных слушаниях Ставропольский сосняк. «Тольяттинский навигатор» писал об этом в № 31 (456) от 11 декабря 2017 года. Но то был заход издалека. Инициаторы присвоения статуса «лесопаркового пояса» для Ставропольского сосняка из Общественного народного фронта (ОНФ) свой проект преподносили так, что он якобы станет надежным «щитом» для некоторых участков нашего леса. Но даже этот фокус иллюзионистов из провластного общественного движения не смог одурачить публику.

Времени прошло всего ничего, и опять администрацией города заявлены общественные слушания по теме вырубки леса. На этот раз угроза нависла над участком, прилегающим к Комсомольскому району. Официально общественные слушания были названы витиевато. На чиновничьем языке они касались проекта планировки территории и проекта «межевания территории линейного объекта ул. Механизаторов от ул. Лизы Чайкиной до ул. Громовой в Комсомольском районе города Тольятти». Загадочный «линейный объект» – это ни что иное как автомобильная дорога шириной в четыре полосы!

Всем по поводу этой автодороги всё понятно: стоит только вырубить лес, а там, сами знаете, что начнется – АЗС, СТО, шашлычные… Это только прожекты гоголевского персонажа Манилова «по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары» так словами и оставались. У нас мигом «купцы» объявятся. «Земля будет выведена из-под защиты, и ее можно будет продать под застройку», – говорится в обращении, которое активные противники нового проекта стали распространять в социальных сетях вскоре после официального назначения даты и места проведения публичных слушаний.

Да и не только в предполагаемой возможности застройки дело. Целесообразность строительства самой дороги также весьма сомнительна, как и «лесной дороги 90-х».

«Вместо того, чтобы решать дорожные проблемы путем расширения и реконструкции улицы Матросова, еще один участок леса планируется вырубить. Это вряд ли поможет искоренить пробки…» – это еще одна цитата из того же обращения общественников. И это, возможно, более разумное решение проблемы: улица Матросова (автодорога) имеет в центре разделительную площадку с газоном, без которой она могла бы стать шире на две полосы. Если выбирать между чахлым газоном посреди автодороги и вековыми соснами, то этот вариант выглядит более предпочтительным. Ну… если у того, кто выбирает, нет коммерческого интереса именно к вековым соснам.

Участок, о котором идет речь, это не лес в полном смысле. Скорее, это парк с пешеходной аллеей и тропинками, плавно переходящий в лес. В своем коллективном обращении по поводу назначенных слушаний к главе департамента градостроительной деятельности администрации Тольятти жители Комсомольского района написали: «Это место, где гуляют пенсионеры, родители с детскими колясками, занимаются спортом жители Комсомольского района и спортсмены, летом дети и взрослые катаются на велосипедах, а зимой на санках. Здесь нет машин и наши жители наслаждаются чистым свежим воздухом и запахом сосен. Сюда мы приходим кормить белок, их здесь очень много и они почти ручные. Зимой мы вывешиваем на деревья кормушки для птиц, а весной дети приклеивают на них свои рисунки с надписями «Берегите подснежники!». Те, кто там бывал, согласятся: место действительно уникальное.

Поэтому неудивительно, что проект, который уничтожит всю эту гармонию, вызвал гневное возмущение местных жителей и общественников еще до начала слушаний. Призывы – прийти на «публичку» и проголосовать «против» – звучали не только в социальных сетях. Были и листовки, и вышеупомянутое коллективное обращение. И сразу было понятно, что в результатах общественных слушаний заинтересовано очень много людей, которые готовы прийти и выразить свою точку зрения, если не в дебатах, то на голосовании.

Главой городской администрации Сергеем Анташевым организация мероприятия была возложена на градостроительный департамент (постановление №3826 – п/1 от23.11.2017 г.). Крайнего вычислить легко – это глава департамента градостроительной деятельности администрации Тольятти.

Именно ему мне очень хочется сказать: «Актовый зал в административном здании по адресу: Шевцовой, 6 – пожалуй, самое неподходящее место для общественных слушаний по такому резонансному вопросу»! Человек пятьдесят, так, чтобы они не сидели на головах друг у друга, там, наверное, кое-как разместить можно. Больше – уже проблематично.

толпа людей не может войти в помещение

Но это не единственный «просчет», допущенный организаторами. Про погоду не скажешь «был сильный мороз». Но заставить народ стоять на улице хоть и пять минут в очереди – это безответственность и некомпетентность. Ведь граждане не случайно, проходя мимо, «в хвост» за дефицитом пристроились, а сознательно пришли принять участие в местном самоуправлении. Очередь за правом выражения гражданской позиции – это позор!

елка жители собрание слушанья общественные

Кстати, «хвост» вырос огромный, кому-то и больше пяти минут пришлось отстоять. А то, что подъехал один депутат гордумы и быстро «просочился» вне очереди, пусть на его совести будет. Те же, кто был свидетелем, теперь поймут, как он на самом деле относится к своим избирателям.

жители стоят около помещения

Ещё пенсионерки в очереди возмущались, что в приглашениях на слушания, распространенных в их доме, не было рекомендации взять паспорт. Они пришли без каких-либо документов и очень боялись, что им дадут от ворот поворот, не дав возможности выразить своё мнение по вопросу, который действительно их волнует. Ведь они часто выходят подышать свежим воздухом в этот лесопарк.
Входим внутрь здания. И здесь – очередь. За столом регистратора сидит женщина и переписывает в тетрадь фамилии и инициалы граждан из паспортов и иных документов, подтверждающих личность. Надо отдать должное – делает она всё очень быстро. Но почему она одна? Картина Репина: «Не ждали»? В этом и причина очереди на улице. Далее необходимо пройти сквозь рамку металлоискателя. Но не всё так сурово, как на границе. Металлоискатель здесь не более чем декорация.

Актовый зал, где должен решиться принципиальный для многих горожан вопрос, находится на втором этаже. Подозреваю, что некоторые начальники имеют кабинеты площадью больше, чем этот зал. Ещё нет шести (слушания назначены на 18.00), а он уже переполнен. Но ещё есть места около дверей. Их и занимают не уместившиеся в зале…

Началось.

Первому слово для выступления предоставлено представителю организации-проектировщика. Молодой человек говорит тихим тусклым голосом. О микрофоне организаторы, видимо, даже не подумали. Возле двери голос докладчика слышен, но слов не разобрать. Сзади – в коридоре – народ всё прибывает, и многие, пребывая в полной уверенности, что для них в зале место непременно найдется, настырно пытаются проникнуть внутрь…

Постепенно в коридоре людей становится больше, чем в зале. Здесь никто ничего не слышит, но все говорят, оттого очень шумно.

Одни убеждают друг друга, что не дадут пилить лес, другие требуют от оратора, чтобы он говорил громче, просят (неизвестно кого) дать ему микрофон.

Девушка, стоящая в дверях, считает своим гражданским долгом наладить коммуникацию зала с коридором, старается передать информацию тем, кому не хватило места внутри, это трудно – до её слуха долетает тоже не всё. Находящиеся в зале из-за шума теперь тоже не слышат докладчика. Они начинают требовать от коридора соблюдать тишину. В результате галдеть и кричать начинают почти все. Не участвует в этом только спикер, который то ли совсем замолчал, то ли стал говорить ещё тише…

В коридоре, где плотность намного выше, чем в зале, атмосфера накаляется. Люди недовольны тем, что, как им кажется, их мнение не будет учтено при голосовании. Сторонников вырубки леса здесь нет. Похоже, что их нет и в зале. Всеобщее настроение: «А ну, не тронь!» Народ настроен решительно. Какая там просека – сосенки не дадут срубить, лучше сами на плаху под топор лягут. Или топор отнимут…
Но это лишь ощущение одного мгновения в плотной толпе. Начинают раздаваться справедливые призывы перенести публичные слушания в более вместительное и приспособленное помещение. Вдруг в зале раздаются громкие возгласы: «Нет!» У дверей не понятно, против чего возражают в зале: против переноса слушаний либо какого-то другого предложения организаторов. Тем не мене и в коридоре раздаются такие же возгласы. А через пару минут всё кончено – народ выходит из зала, объясняя, что слушания перенесены. Итога никакого, но люди моментально успокаиваются и расходятся по домам, чувствуя себя победителями…

Повторные слушания были назначены оперативно. Они прошли спустя четыре дня – в субботу, 23 декабря. Информация начала доводиться до населения за два дня до слушаний.

В городской администрации определенно сделали выводы и провели работу над ошибками. Для проведения публичных слушаний был выделен актовый зал на Белорусской, 33. Время проведения тоже не вызвало никаких вопросов – выходной день, десять часов утра. Стоять на улице никому не пришлось – в здании просторное фойе, стоят стулья. Регистрация участников прошла в предусмотренном порядке: анкетные данные записывались гражданами собственноручно, документы не требовались. Каждому было предоставлено право записаться для выступления. Металлоискателя не было. Зато на сцене стояла трибуна, оборудованная микрофоном.

Имелся, правда, один нюанс. Непосредственно до здания администрации на Белорусской, 33 из Комсомольского района (где проживает большинство заинтересованных лиц) можно добраться только на «маршрутке» № 40. Но это уже вопрос к господину Андрееву, который таким вот образом отоптимизировал транспортную сеть города.

Модератором мероприятия выступил главный архитектор Тольятти Аркадий Шишкин, поддерживающий проект. К началу слушаний регистрацию прошли 254 человека – зал был заполнен. Представитель проектировщика (ООО «Гео-Лайн») представил проект в общих чертах. Длина дороги – 554 метра, две полосы движения, ширина полосы – 3,5 м, ширина проезжей части – 8 м, ширина тротуаров – 2,25 м. Общая ширина транспортно-пешеходной магистральной улицы районного значения – 35 м. Таким образом, в информации, распространяемой активными противниками проекта была допущена небольшая неточность – они говорили о четырех полосах движения.

«Гео-Лайн» подготовил проект на основании постановления администрации городского округа Тольятти от 18.07.2017 № 24477- п/1. Но вот что интересно: данный проект (в том числе частичное его финансирование) заложен в план мероприятий по празднованию 50-летия выпуска первого автомобиля Волжским автозаводом. Где улицы Громовой и Чайкиной, а где АВТОВАЗ? Где связь между проектом и автогигантом? А между тем это многое меняет. Дело в том, что документ о праздновании юбилея подписан Дмитрием Медведевым. А результаты публичных слушаний носят лишь рекомендательный характер. Здесь, мне кажется, возникает противоречие, которым должна заинтересоваться городская прокуратура…

К началу слушаний о желании выступить изъявили 18 человек. В процессе «публички» их количество увеличилось. Жители Комсомольского района, поддерживающие проект, получили право слова первыми. В целом вся их аргументация строилась вокруг одного довода: водители, желающие сократить путь, едут через жилые кварталы. Чтобы не возвращаться к этому вопросу еще раз, сразу приведём контраргументы противников проекта. Главный – в основном это местные жители, которые и так будут ездить по внутриквартальным дорогам, будет дорога или нет…

Дискуссия была жаркой, но только за счет реплик с места, когда кто-то пытался перебить оратора, стоявшего за трибуной, и возникавшего вследствие всеобщего гомона. Явный перевес противников проекта обозначился очень быстро. Их было большинство как в зале, так и среди ораторов, а их доводы – более чем основательны.

Иногда в словах противников проекта звучала критика местной администрации. Например, одна общественница построила свое выступление на том, что в городе ненадлежащим образом содержат уже существующие дороги, а планируют строить новые, которые вскоре тоже придут в кошмарное состояние, и водители не станут рисковать ездить по ним. И снова будут «пробки»…

Некоторые противники дороги выдвигали аргументы, зеркально отображающие доводы сторонников строительства. Одна женщина напомнила, что реализация проекта отрежет от жилого сектора лицей №60, ученикам которого придется каждое утро пересекать оживленную трассу. Что касается придомовых территорий – количество автомобилей, припаркованных на них, только увеличится.

Противники проекта находили серьёзные недочеты в работе проектировщика. «Там же газопровод!» – напоминали они. Трубы трогать нельзя, а значит, дорога будет проходить на уровне первых этажей зданий, которые находятся вблизи. Они также обращали внимание на то, что при въезде в Комсомольский район из Центрального имеется лишь одно кольцо. Если его не расширить, проблема пробок в этом месте никуда не денется. А как вам идея – поставить на одном из участков дороги защитный экран шестиметровой высоты на расстоянии менее десятка метров от жилого дома? Жителям первого и второго этажей дома будет видно только его.

Будем справедливы, были и выступления, в которых больше эмоций, чем здравых аргументов и разумных предложений. «Не верьте им!» – лейтмотив выступления активной общественницы, которая, похоже, не пропускает ни одного подобного и ни одного протестного мероприятия, всегда имея с собой внушительных объемов пачку разоблачающих документов, но всеобщая ложь власти в данном случае это все-таки не аргумент. Еще одна активистка из Автозаводского района, видимо, также вышла к микрофону с целью «подогреть» абстрактные протестные настроения. Она апеллировала к Конституции, стращала присутствующих статусом Территории опережающего развития, который представляет угрозу для горожан, так как позволяет отчуждать территорию города… Ее финальная фраза: «Случись война, где вы будете партизанить?!» вызвала всеобщий смех и аплодисменты.

Общественники к публичным слушаниям подготовились тщательно. В их выступлениях было много интересной информации, про которую нельзя сказать, что она не касалась сути основного вопроса. Участники слушаний узнали, что проблема не только в том, что городскому лесу нанесен значительный ущерб пожарами лета 2010 года и их последствиями. Сокращение зеленых насаждений в городе также стало тенденцией в последние годы. И масштабы этого явления имеют катастрофический для города большой химии характер. Между тем на решение этой проблемы бюджетных денег не выделялось уже два года.

Город озеленяется исключительно усилиями энтузиастов, возможности которых ограничены. Общественники внесли ряд конструктивных предложений, которые позволяют сохранить лес и решить проблему. Одно из них – заасфальтировать грунтовую дорогу, идущую вдоль баныкинского кладбища от улицы Диагональная до Есенина. Ещё одно предложение: придать участку леса в районе пешеходной тропы статус Р-5, с целью его защиты от уничтожения и застройки. Сейчас эта территория имеет статус Р-4, позволяющий складировать на данной территории бытовые отходы и строительный мусор, располагать объекты общественного питания, сервисно-бытовых услуг, обустраивать парковки и так далее.

Большинство граждан подчеркивали, что дорога не решит транспортной проблемы. А если и решит, то лишь на время. Количество автомобилей будет расти, и вскоре нужна будет новая дорога. А значит, ухудшится экология – машины в «пробках» выбрасывают в воздух больше вредных веществ, чем находясь в движении. Отдельные противники проекта чрезмерно увлекались общим состоянием экологии на планете Земля, примерами из жизни «прогрессивной части человечества» и прочими общими вопросами. Наверное, не стоило тратить на это столько времени.

Однако дадим слово и немногим сторонникам строительства дороги и вырубки деревьев. Один пожилой мужчина сказал, что лесу осталось жить лет пять – не больше, чем вызвал всеобщее недоумение. Вот такая аргументация.

Были и такие сторонники, которые в ходе дискуссии отошли от своей изначальной точки зрения. Пожилой мужчина, решительно заявивший: дорога нужна, в следующей своей фразе сообщил, что нужна она не в этом месте и предложил рассмотреть вариант ее переноса. Женщина, которая в прошлом работала проектировщиком, поддерживала идею строительства дороги, пока не ознакомилась с проектом. Теперь она предложила наладить конструктивный диалог среди всех заинтересованных сторон.

Мы не станем подробно приводить доводы, которые на слушаниях повторялись не раз: чистый воздух, пенсионеры гуляют, спортсмены занимаются, дети катаются на санках и велосипедах, ручные белки… Вероятность последующей застройки прилегающей территории автозаправками, кафешками и так далее (хотя главный архитектор в ходе слушаний пытался убедить участников в обратном). Но как-то не очень убедительно.

Часа через полтора, когда, наверное, все аргументы были озвучены, количество выступавших составило около 20 человек, и из зала настойчиво стали раздаваться призывы перейти к голосованию. Однако к трибуне заспешили те, кто считал, что без их мнения вопрос не решить. Около сцены даже образовалась небольшая очередь. Сторонники проекта, открывавшие дискуссию, надеялись, что и последнее слово останется за ними. Молодой парень начал с вопроса: «Много ли в зале водителей?» Но развить мысль не успел – другой парень быстро подошел к микрофону и поставил точку: «Я – водитель, и я за лес!» Аплодисменты сменились скандированием: «Голосование! Голосование!»

Проект поддержали несколько человек. Лес рук – против него. Воздержавшихся не было. Особой нужды считать голоса не было – всё и так очевидно. И хотя эта работа все же была проделана, Аркадий Шишкин, подводя итоги «публички», не стал оглашать цифр, а подвел черту фразой о том, что общественные слушания не рекомендуют затевать строительство дороги.

Можно в очередной раз порадоваться возросшей общественной активностью горожан. Факт, как говорится, налицо. Но есть ощущение, что главные события «битвы за лес» ещё впереди. Неслучайно в эфире местного телеканала с участием врио губернатора Дмитрий Азаров затронул тему о проекте лесной дороги между Старым и Новым городом, которую, казалось бы, давно сдали в архив. Публичные слушания, в повестке которых стоит вопрос о тольяттинском лесе, подозрительно участились. Лес до сих пор ничей – ни федеральный, ни муниципальный… Есть основания предполагать, что расслабляться, радоваться и восторгаться ещё рано.

жители голосуют против дороги

фото: ТН

Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 33 (458) 26.12.17
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07№ 33 (458), 26 декабря 2017 года