7 января исполнится 100 лет со дня рождения Николая Федоровича Семизорова. Руководителя крупнейшего строительного управления второй половины 20 века «Куйбышевгидростроя», заслуженного строителя России, почетного гражданина города, Героя Социалистического труда, участника Великой Отечественной войны.
Этапы большого пути
В сентябре 1950 года Николай Семизоров сошел с парохода на берег провинциального Ставрополя-на-Волге с чемоданом из фанеры. Он начал работать в СМУ левого берега десятником, старшим десятником, а затем руководителем Района промышленного и гражданского строительства.
В 1957 году были запущены 20 турбин и проложено более 4 тысяч км электросетей. Высоковольтные линии электропередачи протянулись на тысячи километров – до Москвы и Урала. Тысячи предприятий получили электричество по постоянной схеме. Свет пришел в десятки тысяч населенных пунктов. И как результат этой стройки, в 1958 году правительственная комиссия запустила Волжскую ГЭС в эксплуатацию на полную мощность.
В том же году прошла реорганизация СМУ правого и СМУ левого берега. Вновь были организованы СМУ 1, 2 6-8, которые занимались строительством промышленных объектов. А руководителем СМУ-3 был назначен Семизоров, который занимался строительством жилья и соцкультбыта.
В 1962 году Николай Федорович был назначен начальником управления ордена Ленина «Куйбышевгидростроя». Ему было 38 лет. Маститые руководители комзинской закалки восприняли это назначение довольно-таки скептически. В это время профессионалы-гидротехники осваивали объекты промышленных и химических предприятий, строились мощности на заводах: ВЦМ, электротехнический. Кроме того, объявили о трех комсомольских ударных стройках: «Синтезкаучук», «КуйбышевАзот», «Фосфор». Молодой начальник брал бразды управления в свои руки, начиналась семизоровская эпоха. С 1962-го по 1965 год КГС работал стабильно, устойчиво. Успешно вводили мощности на заводах, в энергетике, жилье и объекты соцкультбыта в Тольятти, Жигулевске и Ставропольском районе.
Три важных шага
О строительстве автозавода стало известно в конце 1965 года. Было определено, что выпуск легковых автомобилей в стране нужно увеличить в четыре раза. Тогда выпускалось 150 тысяч машин в год, а на 1000 человек населения приходилось шесть автомобилей.
Николая Федоровича вызвали в Москву на коллегию в Министерство энергетики и электрификации СССР, где предварительно обсуждались вопросы проектирования автозавода, расширения базы строительной индустрии, привлечения к строительству специализированных субподрядных организаций, наращивания мощностей «Куйбышевгидростроя».
Цифры известны теперь всем и никого не удивляют, а тогда просто потрясли. За каких-то четыре года предстояло построить громадный комплекс автозавода, тепловую электростанцию на 520 тысяч киловатт, новый жилой район и многое другое.
Мощности «Куйбышевгидростроя» в то время определялись годовым объемом работ до 70 миллионов рублей. Этого было явно недостаточно, по сравнению с тем, что предстояло сделать, увеличив мощности до 350 миллионов рублей в год. Миллион в сутки!
Николай Федорович прекрасно понимал, что, если не начать с сентября подготовку к строительству, сроки будут провалены. В течение двух лет необходимо принять свыше 20 тысяч работающих, кроме того, на перспективу, начиная с 1968 года, также предоставлять жилье под будущих заводчан. А это еще 40 тысяч человек.
В сентябре на заседании горкома было принято решение немедленно приступить к строительству 26 пятиэтажных общежитий, которые начали строиться на улицах Ленинградской, Победы, Комсомольской, а на бульваре 50-летия Октября – малосемейки. Притом строились в комплекте, по тому времени, со столовыми, некоторые из них существуют по сей день.
Это был первый экстренный шаг, принятый Семизоровым. Вторым очень важным шагом стало то, когда Семизоров убеждал власти страны, что в октябре необходимо начать строить ТЭЦ ВАЗа. Его аргументы: если не подать тепло к зиме 1967-го на площадку ВАЗа, год будет провален.
И действительно, в октябре проложили дорогу с твердым покрытием от Хрящевского шоссе, мимо Борковки, до будущей ТЭЦ. Также была проведена электроэнергия, благодаря чему к отопительному сезону запустили два отопительных котла и подали тепло на площадку и стройку завода.
Третий шаг. Николай Федорович с начала 1967 года на всех уровнях настаивал приступить к возведению Автозаводского района. Первые блоки были заложены под строительство жилого дома на улице Свердлова.
Умел держать удар
В 1967 году резко возрастал объем СМР, а также увеличение субподрядных организаций, действующая структура КГС уже не удовлетворяла. Ее срочно надо было менять. Обращение в различные институты и инстанции, министерства не дали положительных результатов. И тогда решили сами предложить структуру на листе ватмана, автором которой стали начальник ОТиЗа Контарев и сам Семизоров.
В результате образовалось 7 генподрядных управлений строительства. Кроме этого, в КГС входило еще 8 отдельных вспомогательных подразделений. Каждый трест имел расчетный счет в банке и самостоятельный баланс, нес полную финансовую ответственность за хозяйственную деятельность и ввод объектов, заключал договора с заказчиками и подрядчиками и некоторыми поставщиками.
После того, как структура была утверждена министерством, пошли дебаты на уровне ЦК партии. Предлагали создать отдельную структуру управления ВАЗа. Но наша структура была применена на других стройобъединениях: «Братгэсстрой», «Камэнергострой».
Но, несмотря на все усилия, на регулярные приезды к нам высоких руководителей, стройка стала явно отставать. После многочисленных разработок состоялось большое совещание, где присутствовали три министра, зампреды Совмина СССР, другие ответственные лица.
Докладывали Поляков и Семизоров. В адрес союзных ведомств после докладов высказались весьма жесткие претензии, резкие слова прозвучали и в адрес Полякова. А КГС подвергся критике убийственной, на его начальника навалились все, как на главного виновника срывов. И наконец, министру был задан прямой вопрос: справится ли товарищ Семизоров с этим крупнейшим делом?!
Министр кивнул на Николая Федоровича:
– Пусть он сам скажет.
Семизоров поднялся, стал отвечать на выпады; его «поправили» – раз, другой… И тут Николая Федоровича прорвало:
– Что же мы там, все – бездельники?! Все выкладываются сутками! Упущений наших тьма, но ведь: этого нет, этого не дали… Что выделено – часть отобрали на другие стройки… Вот постановление ЦК и Совмина – сколько пунктов сорвано, а с кого спросили за это?
В зале находилось много тех, кто как раз отвечал за «пункты», и каждый был не прочь отнести всё на одного козла отпущения…
После этой встряски неповоротливые машины центральных ведомств оборотов прибавили, сверх возможного делалось всё и на площадке. Почувствовали присутствующие и то, что Семизоров далеко не так мягок и покладист, как иной раз кажется: удар держит, характер и решительность имеются.
За всё время строительства ВАЗа таких потрясений у начальника стройки оказалось очень много. Но дело, ответственность за него для Семизорова были превыше всего.
Уважал рабочих
На этом великие стройки не заканчивались. В 1974 году была объявлена комсомольская ударная стройка «Тольяттиазот». Также стала напряженной работа при возведении этого объекта. Благодаря строительству завода выделялись средства для полной реконструкции Комсомольска. Все бараки были снесены и отстроены новые кварталы.
В том же году по особому постановлению Совмина минэнерго передали строительство Оренбургского газоперерабатывающего завода. Эта стройка была завязана с зарубежными государствами, которые состояли в Совете экономической взаимопомощи.
При «Куйбышевгидрострое» организовали еще одно подразделение – «Оренбургэнергострой». Сначала его воспринимали как-то не очень серьезно, но всё изменилось после визита премьер-министра Косыгин. Начались постоянные командировки с каждого треста на эту стройку. И нам, молодым, пришлось хлебнуть через край с учетом погодных условий, но никто не жаловался, понимая ответственность задачи.
Николай Федорович был счастлив стройкой и созданным дружным коллективом. Особенно он уважал бригады. Бригадиров называл младшими командирами строительных процессов. При посещении стройобъектов Семизоров обязательно встречался с бригадами и с особым уважением выслушивал вопросы рабочих, особенно внимательно относился к молодым специалистам.
Мы, прибывшие по комсомольским путевкам на строительство ВАЗа, постепенно становились начальниками строительных участков, управлений, трестов. Николай Федорович повлиял и на мой рост по строительной профессии. В апреле 1986 года я был назначен главным инженером «Химэнергостроя» КГС, а через 10 лет избран генеральным директором.
Занимал половину коттеджика
В компании среди своих Николай Федорович был заводной, веселый человек, ценивший шутку и подначку, хороший тост, с задором подтягивающий песни. Жил в Портгороде, занимая с семьей половину скромного коттеджика – наследия комзинских времен. Гаража и машины там не было, а появилось уже после 75-летия – как подарок.
Жил, как все руководители тогда: никаких доходов, кроме зарплаты да редких премий. Немалая часть этих денег, бывало, расходовалась на разного рода гостей, в командировках, когда вечно не хватало «представительских».
Вскоре после передачи КГС в Минюгстрой Семизоров подал заявление об уходе на пенсию (ему оформили персональную, республиканского значения). Что послужило непосредственным толчком к тому – не берусь судить. Но Николай Федорович тяжело переживал отставку и навалившуюся затем на страну перестройку, которая велась по непонятным лекалам. В 1993 году реорганизован был и КГС.
Семизоров занимался домашними делами, дачей, разводил пчел, сам делал ульи. Его 70-летие отмечалось довольно скромно. Мы, его соратники, Николай Уткин (тогда – заместитель мэра) с несколькими городскими чинами, директора некоторых заводов и организаций, немногие из близких личных друзей приезжали к нему домой с поздравлениями и небольшими подарками. Из Москвы и Самары пришли казенные телеграммы.
А вот 75-летие отмечалось достойно: были поздравления, публикации, подарки (в том числе – казачья шашка и вазовский автомобиль), банкет в зале интерклуба, где среди других с очень теплыми словами выступил Виктор Поляков, специально приехавший из Москвы.
Все, кто работал и знал Николая Федоровича, будут вечно помнить о нем, как о человеке, который, преодолевая предельные нагрузки, четверть века стоял у руля крупнейшей строительной организации страны. При Семизорове КГС награжден вторым орденом – Трудового Красного Знамени.
Сам Николай Федорович стал Героем Соцтруда, выбирался депутатом Верховного Совета, трижды становился кавалером ордена Ленина. В его честь и память в городе названы школа № 16 и одна из улиц, установлен памятник-бюст на Белорусской. До настоящего времени активно работает фонд имени Семизорова.
Алексей Волков, председатель совета ветеранов «Куйбышевгидростроя», почетный строитель России
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 50 (1485) 22.12.23