Николай Ренц: У Тольятти должны появиться свои достопримечательности

глава города в кабинете
фото: «Площадь Свободы»

Глава Тольятти Николай Ренц рассказал газете «Площадь Свободы» о настоящем и будущем города, который готовится встретить в эти дни свое 285-летие.

Чуть больше года назад Николай Ренц возглавил тольяттинскую администрацию. В разговоре с газетой «Площадь Свободы» он поделился впечатлениями от работы в новой должности, рассказал о возникающих трудностях при решении общегородских задач и важности слаженной командной работы, а также обозначил свой взгляд на то, каким Тольятти должен стать в будущем.

– Николай Альфредович, с какими сложностями вам пришлось столкнуться, став главой города? Было для вас что-то новое, неожиданное в этой работе?

– Уже чуть больше года я работаю в должности главы города, но прямо могу сказать, что до сих пор чувствую себя погруженным в проблематику Тольятти не так глубоко, как хотелось бы. Не стесняюсь этого признавать и всегда прошу своих более опытных коллег пояснить, помочь, если где-то остаются вопросы. Из работы в системе здравоохранения в непростой пандемийный период мне пришлось сразу окунуться в сложную сферу муниципального управления, где стоит множество чрезвычайно важных задач.

Одним из первых очень жестких испытаний для меня в новой должности стал крупный лесной пожар, произошедший летом прошлого года. Как вы помните, первый раз наш лес загорелся буквально через два месяца после того, как я стал главой города. Я очень тяжело это переживал, особенно когда видел, как героически наши службы, подразделения МЧС России сражались с огнем. Надо признать, что мы все-таки потеряли в пожаре около 200 га молодого леса, который высадили вместе с жителями в 2011-2012 годах. Но нам при этом удалось избежать эвакуации населения, мы не потеряли ни одной постройки, вовремя остановили распространение огня. Также лесные пожары показали, насколько быстро наши жители, представители крупных предприятий, малого и среднего бизнеса способны сплотиться и откликнуться на общую беду: кормить, поить, круглосуточно обеспечивать участников пожаротушения всем необходимым. Ради таких людей и надо стараться работать, чтобы быть достойным каждого жителя нашего города.

Другой не менее серьезной проверкой оказалась зима, которая принесла в город рекордные снегопады. Общий уровень снега минувшей зимой был почти на 75% выше средних многолетних значений. Но даже в этих сложных условиях не было ни дня, когда мы из-за снежных заносов не доставили людей на работу, не обеспечили торговую сеть продуктами и товарами первой необходимости и так далее. Поэтому и с этой задачей мы справились.

– Сложная экономическая ситуация на приоритетных задачах городской администрации не отразилась?

– Ситуация в экономике стала для нас еще одной проверкой. И мы ее, считаю, прошли: нам удалось сохранить все меры социальной поддержки, которые муниципалитет дополнительно предоставляет горожанам за счет собственных средств. На эти цели направляется порядка 150 млн рублей. Например, в свое время муниципалитетом было принято решение за свой счет обеспечивать бесплатным горячим питанием учащихся 5-11-х классов из семей с низким достатком. И сегодня количество получателей данной меры социальной поддержки достигает 3,5 тысячи. Мы также приняли решение выплачивать стипендии нашим студентам, которые обучаются в медицинских вузах.

– А за счет чего удалось увеличить расходы на погашение муниципального долга?

– Действительно, к концу 2021 года мы смогли направить на сокращение муниципального долга 400 млн рублей – это вдвое больше, чем планировалось. Этот значительный шаг был сделан во многом благодаря активной и слаженной работе всей городской администрации. С одной стороны, мы серьезно поработали над экономным, рациональным и рачительным распределением расходов. И в то же время приложили существенные усилия по наполнению доходной части тольяттинского бюджета. Для этого, например, более активно выходили в суды по взысканию долгов и выиграли на 26% больше подобных дел. Усилили работу по возбуждению исполнительных производств и взысканию долгов по уже выигранным делам – иными словами, выполняли все необходимое, чтобы город получил и собрал то, что положено по закону.

Кроме того, мы стали более внимательно относиться к земле, которая после НДФЛ является вторым по значимости источником пополнения муниципальной казны. Были ситуации, при которых крупная частная организация с серьезными финансовыми оборотами платила нам за пользование муниципальной землей буквально 2 тыс. рублей в год. Но когда мы внесли соответствующие изменения и поправили коэффициенты, плата увеличилась до 240 тыс. рублей в год. И к этому вопросу мы, должен сказать, относимся очень осторожно, учитываем все возможные особенности. В частности, мы отказались от повышения коэффициентов за землю под гаражно-строительными кооперативами. Как известно, ими владеют преимущественно люди пенсионного возраста, и с социальной точки зрения это, на наш взгляд, справедливо.

– Город планирует продолжать работать над привлечением дополнительных доходов в свою казну?

– Мы точно продолжим работу над этим. Муниципалитет обладает широким перечнем полномочий, на исполнение которых необходимы деньги. Поэтому не надо пытаться валять с городской властью дурака: если вы взяли в аренду 60 кв. м земли, а ваш объект занимает фактически 100 кв. м, мы с этим точно не согласимся и будем действовать так, как предписано законом.

У нас множество нерешенных проблем: ремонт школ и детских садов, благоустройство территорий дошкольных и общеобразовательных учреждений, автоматические системы пожаротушения и так далее. Все это требует значительных средств, но наши потребности, к сожалению, пока не соответствуют нашим возможностям. И хотя это общая для страны проблема, опускать руки, отчаиваться нельзя. Надо искать вдохновение в работе, чтобы добиваться намеченных планов. В этой связи, исходя из нынешней системы бюджетного устройства, я не могу не отдать должное Правительству Самарской области, поддержка которого позволяет нам даже в сложной ситуации решать многие инфраструктурные вопросы.

– Какие, например?

– Строительство и ремонт дорог, модернизация учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта, благоустройство дворов, создание новых общественных пространств и так далее. Например, в этом году мы планируем заключить контракт на реконструкцию автодороги Тольятти – Приморский и, наконец, разрубить транспортный узел на этом участке. Также завершаем проектирование дороги по ул. Фермерской, которая соединит Подстепки с Южным шоссе. Построить ее надеемся в 2023 году, чтобы в 2024-м новая дорога была открыта для движения.

С одной стороны, это решит застарелую проблему пробок, с другой – позволит привлечь инвесторов для масштабного строительства за Московским проспектом. Это то направление, в котором должен развиваться город, на мой взгляд. В том числе с точки зрения экологии. Город строится, у нас выросли деревья, в результате чего изменилась скорость ветра, кварталы стали меньше проветриваться. Как во всем мире, выросли температуры. Стало значительно больше неблагоприятных для нас, с точки зрения метеоусловий, дней безветрия: за последнее десятилетие их количество возросло со 160 до 220 в год. Изменилась роза ветров. Все эти факторы в комплексе привели к тому, что в городе, внутри кварталов, воздушные массы застаиваются, даже несмотря на наличие вихревых потоков. По этой причине, в том числе, появляется один из главных раздражающих факторов – запах, который, как говорят специалисты, особенно характерен для периода безветрия, когда вещества, накапливаясь в воздухе, начинают вступать в реакцию между собой, образовывать новые соединения. Вместе с тем наши крупные промышленные предприятия реализуют серьезные программы по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

– Они приносят результаты?

– Судите сами: в 90-е годы объем выбросов промпредприятий в атмосферу достигал 140 тыс. тонн в год, сейчас это около 30 тыс. тонн. Когда поступают жалобы на неприятный химический запах, мы отправляем на место передвижную экологическую лабораторию. В прошлом году из нескольких тысяч проб только в 0,7% были зафиксированы незначительные превышения ПДК (в основном в 1,5-2 раза), по стационарным постам наблюдения этот показатель еще ниже – 0,2% от общего объема отобранных проб.

– А что с «Фосфором»? Подвижки в вопросе утилизации его отходов есть?

– Этот вопрос оказался сложнее, чем предполагалось. Несмотря на многочисленные совещания, в том числе на федеральном уровне, нам, к сожалению, не удалось серьезно продвинуться по причине наличия прав третьих лиц на объекты на участках, где выявлено наличие опасных отходов. Это обстоятельство не позволило нам включить территорию в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Но мы ведем работу с собственниками в этом направлении и не теряем надежды на благополучный исход.

Хочу также обратить внимание, что при всем этом мы уже сейчас решаем в Тольятти другие не менее сложные задачи в области охраны окружающей среды. Благодаря национальному проекту «Экология» мы приступили к утилизации свалки промышленных отходов напротив 1-3-й вставок АВТОВАЗа. Этим летом также планируем заключить контракт на утилизацию свалки возле бывшего «АвтоВАЗагрегата». Данную территорию, к слову, мы рассматриваем как площадку для развития промышленных производств (после того как будет завершена рекультивация).

– В прошлом году в Минэнерго РФ была утверждена новая схема теплоснабжения Тольятти, а город вошел в ценовую зону. Какие преимущества в этих условиях получит город?

– Рост тарифа в ценовой зоне у нас будет несколько выше, чем в обычных условиях, но государство предложило теплоснабжающим организациям именно такую схему, чтобы ресурсники получили дополнительные средства и гарантированно вложили их в модернизацию и повышение надежности сетей. Программа рассчитана более чем на 10 лет, и за это время мы должны будем заменить все, что является сейчас аварийно опасным. Это необходимо, чтобы исключить ситуации, когда зимой, в сильнейшие морозы, крупнейшая городская больница или несколько десятков многоквартирных домов, где живут тысячи жителей, внезапно остались без отопления и ГВС из-за порыва на магистрали.

– Вступая в должность главы города, вы говорили о том, что хотели бы видеть в Тольятти больше разнообразных арт-объектов, притягательных мест для жителей и туристов. В этом направлении что-то делается?

– Мы продолжаем масштабную реконструкцию набережной Автозаводского района, где разместится самый протяженный в Европе фонтан, появятся необычная детская площадка, уникальное танцевальное пространство и другие яркие элементы.

В год 285-летия Ставрополя-Тольятти мы изыскали возможность при поддержке городских меценатов и благотворителей реализовать инициативу об установке памятной скульптурной композиции в честь лидера итальянского коммунистического движения Пальмиро Тольятти, чьим именем назван наш город. Рассчитываю, что к концу лета сможем ее установить. На мой взгляд, она будет очень необычной.

Также мы восстановим уникальный объект советской архитектуры и зодчества – стелу-панно «Радость труда». Для этого в ТГУ создан центр мозаики, подготовлен замечательный проект по реставрации стелы и благоустройству территории рядом с ней.

Не сомневаюсь, что через сто лет в Тольятти будут приезжать, чтобы восхититься нашим памятником основателю города Василию Татищеву работы Рукавишникова, полюбоваться на композицию «История транспорта», автором которой стал внук нашего великого живописца Васнецова.

Мы привыкли, что Тольятти город урбанистический. Но, на мой взгляд, это утверждение надо менять: город должен приобрести свое лицо, свои запоминающиеся объекты и достопримечательности, которые будут притягивать сюда как можно больше людей.

Иван Дмитриев, газета «Площадь Свободы»