Николай Меркушкин выступил перед президентом РФ

В среду, 8 октября, губернатор Самарской области принял участие в заседании президиума Госсовета, которое президент Владимир Путин провел в Новосибирске. Совещание было посвящено обсуждению темы совершенствования сети автомобильных дорог для комплексного освоения и развития территорий страны.

Цена не соотносится с качеством

Открывая заседание, глава государства отметил, что обсуждаемый вопрос жизненно важен. От его решения напрямую зависят рост экономики, конкурентоспособность бизнеса, комплексное развитие регионов и успешная реализация практически всех социальных задач.

В целом по стране, по словам президента, наблюдается положительная динамика в сфере дорожного строительства, но отрасль по-прежнему остается проблемной. “Наша задача – сделать ее опережающей, новаторской, прорывной. Чтобы отрасль служила одним из мощных локомотивов развития экономики всей страны, нужно еще многое сделать”, – заявил Владимир Путин.

Президент отметил, что нужно наращивать сеть качественных дорог. При этом целевым критерием, на который должны ориентироваться главы субъектов РФ, служит удвоение объемов дорожного строительства и реконструкции.

Ключевой проблемой, по мнению руководителя страны, при этом остается соотношение цены и качества при ремонте, реконструкции и строительстве дорог – оно оставляет желать лучшего. Многие новые дороги не соответствуют стандартам, быстро изнашиваются, не выдерживают современных транспортных нагрузок. Есть и “черные дыры”, где оседают средства. “Из года в год ремонтируют одни и те же дороги вместо того, чтобы расширять сеть дорожного ремонта и строительства”, – привел пример президент.

Остановить спекуляцию

Глава государства обозначил еще одну проблему, тормозящую развитие дорожной сети: необоснованный рост цен на инертные дорожные материалы – гравий, песок, щебень. “О строительстве или реконструкции дорожного объекта даже еще порой официально не объявляли, есть только планы – а оказывается, что все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены, и в период строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены. Правительству следует обратить внимание на эту проблему и разработать соответствующие механизмы”, – поручил Владимир Путин.

Рост цен на щебень за последние 5 лет составил 46%, на песок – 79,7%. При перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает на 20-30%, на песок – до 90%. Препятствовать этому – задача, в том числе, антимонопольной службы.

Кроме того, Владимир Путин предложил правительству подумать о разработке специальной программы развития скоростных магистралей и о механизмах поддержки таких проектов на региональном и муниципальном уровнях. Участники совещания также говорили о безопасности на дорогах и внедрении системы “Эра-ГЛОНАСС” с начала 2015 года. На некоторых территориях проект тормозится из-за отсутствия качественной сотовой связи.

Работа с дорожными фондами на местах

Трудности, характерные для большинства субъектов РФ, обозначил на заседании президиума Госсовета руководитель рабочей группы по данному вопросу, глава Татарстана Рустам Минниханов. Одна из них касается недостаточного наполнения региональных дорожных фондов, за счет которых и ведутся все строительные и ремонтные работы на проезжих частях.

Минниханов внес несколько предложений. К примеру, направить в регионы часть средств, собранных за проезд большегрузного транспорта. В будущем он предлагает рассмотреть возможность обложения пошлиной и грузовиков весом менее 12 т, начиная с 3,5 т.

“Хотел бы я предложить и непопулярную меру – добавить 1 рубль на все виды ГСМ. Или оставить его, когда будет снижаться стоимость на горюче-смазочные материалы. Пусть это будут целевые деньги, которые пойдут именно в региональные дорожные фонды”, – сказал глава Татарстана. Он также считает, что нужно посмотреть в сторону укрупнения дорожных фондов с уровня поселков до уровня муниципальных районов и городов. Этот вопрос актуален и для Самарской области.

Президент Татарстана обратил внимание и на то, что объем дорожных фондов в 2014 г. уменьшился по сравнению с прогнозируемым. “Снижение акцизов на нефтепродукты в рамках существующего налогового маневра, предусматривающего поступление 100% средств в региональные фонды, приведет к тому, что субъекты РФ недополучат 91 млрд рублей. Для компенсации выпадающих доходов Минфином России предусмотрены межбюджетные трансферты. Однако все эти меры лишь сохранят текущий уровень финансирования и не позволят увеличить региональные дорожные фонды”, – отметил Минниханов.

В ходе заседания президиума Госсовета тему наполнения дорожного фонда и привлечения дополнительных ресурсов для выполнения поставленной президентом задачи удвоения объемов дорожного строительства к 2022 году продолжил Николай Меркушкин.

“Из-за снижения акцизных сборов на бензин 5-го класса многие субъекты недотянули до прогнозных объемов фондов. Самарская область потеряла на этом около 1,5 млрд рублей. “Дорожные фонды не растут, а уменьшаются”, – отметил Николай Меркушкин и объяснил, что этот факт создает препятствие для выполнения еще одного поручения президента Владимира Путина – привлечения бизнес-структур к строительству дорог.

“К примеру, у Самарской области есть соглашение с “Газпромбанком” по строительству нескольких крупных дорожных объектов в рамках государственно-частного партнерства. Но когда наши дорожные фонды уменьшаются, такое сотрудничество ставится под угрозу. Ведь у наших партнеров возникают вопросы – как мы будем выплачивать им деньги, если их становится все меньше”, – обозначил проблему глава региона.

Ведь именно наполняемость дорожного фонда служит определяющей при строительстве дорог на условиях ГЧП. А для Самарской области это актуально при строительстве магистрали “Центральная” и моста через Волгу в районе Климовки.

Снизить затраты

Также в ходе заседания губернатор поднял вопрос более широкого использования бетонных смесей для дорожного строительства. Дело в том, что бетонные дороги более долговечны и при небольших транспортных расходах по цене вполне сопоставимы с асфальтовым покрытием.

К примеру, в Самарской области реконструкция Жигулевского цементного завода и строительство линии сухого способа производства цемента позволит более широко использовать эту технологию. “Такие дороги будут в два раза качественнее”, – добавил Николай Меркушкин.

“Во всяком случае, нужно разбюрократизировать принятие решений по этому вопросу. И там, где это экономически целесообразно, действительно перейти к цементобетону”, – поддержал предложение Николая Меркушкина Владимир Путин.

Кроме того, президент поручил взять на контроль еще одну тему, поднятую Николаем Меркушкиным в ходе заседания президиума Госсовета. Губернатор поднял вопрос более активного участия собственников сетей в модернизации коммуникаций при ремонте городских дорог.

“При переустройстве городских дорог до 20% от стоимости работ составляет модернизация сетей ЖКХ и газовых сетей. Есть собственники, которым практически бесплатно достались сети 70-летней давности. За свой счет они не хотят проводить их реконструкцию и ждут, когда власти начинают ремонтировать дороги и будут обязаны переложить и сети”, – привел пример глава Самарской области.

По его мнению, это приводит к нерациональному использованию региональных дорожных фондов. Поэтому и целесообразно рассмотреть возможность механизма компенсации собственником сетей средств, затраченных на переустройство и модернизацию сетей в ходе дорожного строительства.

В Самарской области к чемпионату мира 2018 года готовится комплекс дорожных объектов. Отремонтирована, полностью соответствует современным требованиям и готова принимать участников чемпионата мира магистраль Самара – Тольятти, открывается Кировский мост, позволяющий принимать потоки с южного направления, начнется строительство Фрунзенского моста.

При использовании механизма государственно-частного партнерства начнется строительство важнейшей для Самары магистрали “Центральная”, которое было запланировано еще в послевоенные годы. В Самаре капитально ремонтируется главная городская магистраль – Московское шоссе, будет ремонтироваться ул. Ново-Садовая.

За два года уже отремонтирована треть всех дорог в Тольятти, к 2018 г. программа ремонта в Автограде будет завершена. Кроме того, уже началось строительство трехуровневой развязки на трассе М5 в Тольятти.

Идет реконструкция с изменением категорий дорог по всем направлениям, в том числе к границе Казахстана. Проектируется мост через Волгу в районе Климовки. Всего же по области в этом году на ремонт и строительство дорожной сети было направлено средств в 2,5 раза больше, чем в 2012 году.

В Новосибирске проходит заседание

Фото пресс-службы Президента России

фото: из открытых источников