Николай Голощапов: по ту сторону фотографии

фотограф тольятти
фото: Вольный город Тольятти

Cкончался Николай Голощапов, светлый, талантливый, тонкий и добрый человек… Фотохудожник, мастер пейзажа и замечательного психологического портрета. Теперь он стал историей нашего города.

Кошка для музыкальной школы

Для всех друзей, хорошо знающих, любящих и уважающих Николая Григорьевича, его смерть стала настоящим шоком. В нее просто невозможно поверить, ведь он с юных лет занимался спортом, в свое время был чемпионом Бухары по боксу среди юношей, чемпионом города по плаванию в вольном стиле. Спорт проходил канвой через всю его жизнь. Он много ходил пешком, делал зарядку, обливался по утрам ледяной водой, летом каждый день плавал.

И был достаточно жизнерадостным человеком. Радовался новым знакомствам, общению с интересными людьми – его работа этому способствовала. Страстно любил природу, рыбалку, изящных и умных женщин, вкусную восточную кухню. Песни в исполнении Эммы Чаплин, Лары Фабиан, Эллы Фицджеральд, Луи Армстронга и красиво снятое кино.

Всегда мечтал жить в доме, где из окна виден безлюдный пейзаж, а воздух – чистый и умиротворяющий. Его мечта осуществилась! Утром просыпался, смотрел в окно, а там – безмятежность… Солнце еще не встало, но если видны облака, то знал, что рассвет будет красивым, и могут получиться необычные снимки.

Для него главным было, чтобы рядом находились дорогие ему люди, интересная работа, любимая собака Гильза. Очень любил кошек и считал, что, если в доме живет кошка, не нужны никакие статуэтки или картины, она с лихвой заменит все визуальные образы. Страшно горевал, когда умерла его любимая кошечка Люси, живая память о покойной жене.

Эту кошечку однодневным котенком принесла им соседка… с легендой, что завтра уезжает отдыхать, через две недели приедет, заберет… Так киска и прижилась, выросла и даже научилась играть в теннис!

Потом Николай Григорьевич снял видеофильм о Люси. Съемка шла тремя камерами одновременно. Одну камеру к потолку привязал, другую слева от стола поставил, третью – справа. Этот фильм помог повысить успеваемость… в музыкальной школе. Сестра жены преподавала музыку и периодически показывала детям кошачьи прыжки за теннисным мячом. Показывала только прилежным ученикам.

Безделье не люблю!

С Николаем Григорьевичем очень интересно было говорить о жизни, непростых проблемах современного мира, коллизиях и драмах нашего бытия, литературе и, конечно, о фотоделе, которому он служил самоотверженно.

Фотограф – это человек, умеющий останавливать лучшие моменты жизни, тот, который всегда находится «по ту сторону» фотографии. Многие хотят знать, что таится в душе художника, когда щелкает затвор его аппарата. Потому что всегда тянет хотя бы на секунду заглянуть в душу того, кто создает настоящие шедевры, и узнать, откуда мэтры фотоискусства черпают вдохновение, как становятся высококлассными мастерами.

Профессиональный фотограф, лауреат второго всесоюзного фестиваля народного творчества, Николай Голощапов был самым удивительным и неповторимым читателем нашей библиотеки. Он фотографировал людей – поэтов, прозаиков, читателей – участников наших литературных вечеров, снимал концерты и монтировал отличные документальные фильмы.

С ним вообще говорить можно было о чем угодно! Без всяких подтекстов. И говорить то, что думаешь, не боясь быть смешной и непонятой. Просто беседовать тет-а-тет обо всем на свете. На трудные вопросы он умел ответить умно, часто ответы его были неожиданны и парадоксальны, но всегда интересны и сдобрены весомой долей юмора. Доброта и ум светились в его искрящихся, чуть тронутых хитринкой глазах.

Уже при первой встрече впечатляли высокая стройная фигура, свободный размашистый шаг и олимпийское спокойствие. Он весь был заряжен на созидание и свято верил в магию фотографии. Рядом с ним даже у очень нервных людей восстанавливалось чувство равновесия. А у женщин в его присутствии появлялся стимул быть успешной и хорошо выглядеть. Стимул, чтобы быть счастливой, всем своим знакомым на радость. И пусть хотя бы только на фотографиях!

Николай Григорьевич с уважением и искренним интересом относился к любому человеку, которого снимал. Может быть, поэтому уже при первом контакте с ним даже у совершенно незнакомых людей возникало чувство доверия и симпатии. А еще его, как настоящего друга, всегда можно было позвать на помощь, не боясь прослыть слабой и несчастной…

Светлана Россинская, главный библиотекарь «Фолианта»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 25 (1305) 03.07.2020