Николай Чюрленис: Он слишком много знал

    микалоюс чюрленис художник музыкант

    Он нарушил закон толпы, закон, которым никогда не поступится толпа и по которому всякий говорящий должен говорить понятно…

    Микалоюс Константинас Чюрлёнис (22.09.1875- 28.03.1911) — литовский художник и композитор. До 1955 года использовалась русская форма его имени — Николай Константинович Чурлянис.

    Что еще мы знаем о нем?

    Чюрленис написал около трехсот символичных живописных полотен. Во всех его работах используются элементы декоративно-прикладного искусства, мотивы японской, египетской, индийской культур. Наиболее известные картины — триптих «Сказка», циклы «Сказка королей», «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», «Весна», «Зима», «Жемайские кресты», картина «Великий покой».

    Кроме того, Чюрленис — автор первых литовских симфонических поэм «В лесу» и «Море», увертюры «Кястутис», кантаты для хора и симфонического оркестра, струнного квартета, произведений для хора на тексты псалмов. Он записал и обработал свыше шестидесяти литовских народных песен, сочинил свыше двухсот произведений для фортепьяно.

    Современные музыканты и сегодня обращаются к музыке Чюрлениса, включая ее в свои концертные программы. О Чюрленисе — художнике написаны серьезные статьи, опубликованы посвященные ему книги и монографии…

    Но при жизни этот талантливый человек не был признан.
    Давайте в преддверии 145-летия со дня рождения известного художника чуть больше прикоснемся к его биографии, рассмотрим его картины, послушаем его музыку…

    Подумаем о том, что же это за понятие такое — «цветомузыка Чюрлениса», и почему современники не понимали его творчество? Почему сегодняшние искусствоведы считают, что он нарушил «закон толпы» и что он «слишком ясно видел и слишком много знал»?

    картина микалоюс чюрленис сказка королей

    Сказка Королей

    С чего все начиналось…

    Родился Чюрленис в местечке Варена в семье органиста, детство провел в Друскининкае. Музыке обучался в Варшавском музыкальном институте и Лейпцигской консерватории, а профессиональная его музыкальная карьера началась в музыкальной школе и оркестре князя М. Огинского в Плунге.

    Живопись Чюрленис изучал в рисовальной школе Я. Каузика и художественном училище у К. Стабровского в Варшаве. Именно здесь, в Варшаве, в 1905 году он впервые экспонировал свои работы, а в 1906 году представил их на выставке в Петербурге, в 1907-м году он стал одним из инициаторов и участников первой литовской художественной выставки в Вильнюсе. Осенью 1908 года в Петербурге при содействии М. В. Добужинского Чюрленис вошел в круг художников, позднее образовавших объединение «Мир искусства».

    В жизни Николай Чюрленис был живым, сердечным и открытым человеком. Он любил делиться своими впечатлениями. Обладал некоторыми гипнотическими способностями, однако, поняв, что они нередко огорчают людей, прекратил свои эксперименты.

    Чюрленис оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил:

    — Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой.

    — Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет, — вспоминала Галина Вельман, супруга английского консула в Варшаве.

    картина ангел

    Ангел

    В картинах Чюрлениса все — главное!

    Единственное, что могло вывести художника из себя, — это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. Он негодовал: «…почему они не смотрят? Почему не напрягают свою душу? Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства».

    А вот как объясняет творчество Чюрлениса его биограф В. Чудновский:

    — Чурлёнис… нарушил закон толпы, закон, которым никогда не поступится толпа и по которому всякий говорящий должен говорить понятно… В большинстве своём зритель считает, что картина Чурлёниса всё равно непонятна и потому воспринимает её как музыкальные созвучия и переживает лишь жалкие обрывки собственных чувств и пигмейских трагедий…

    Чурлёниса нужно смотреть, понимая, что в его картинах вообще нет излишних подробностей, как нет подробностей вообще — в них всё главное. Язык картин прост, ясен и целен, а само творчество Чурлёниса есть зрительное откровение прекрасного гармоничного мира, вечной беспредельной жизни.

    картина рай

    Рай

    Слава опоздала….

    Художник разделил участь многих великих талантов: при жизни он был почти не признан. Слава опоздала: Чюрленис умер от тяжелого нервного заболевания в санатории под Варшавой, ему было всего 36 лет. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса.

    В течение двух-трех лет после кончины в Петербурге, Москве, Вильнюсе устраивались большие выставки работ Чюрлениса. Его картины выставлялись на Второй международной выставке постимпрессионистов в Лондоне… Сейчас они хранятся в Каунасском художественном музее его имени.

    картина спокойствие

    Спокойствие

    Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com