Несколько слов о картошке, которая когда-то стоила копейки

картошку пожарили кружочками и посыпали укропом

Оптовая стоимость картофеля с начала года выросла более чем на 85%. По сравнению с прошлой весной – в 4,4 раза.

После роста оптовых цен цены в магазинах также начали повышаться. В рознице цена за тот же период увеличилась в 2,8 раза: уже к апрелю 2025 года цена картофеля на полках достигла 85,4 рубля за килограмм, что почти в три раза превышает показатель прошлого года. Население пребывает в шоке.

И неудивительно. Многие россияне еще помнят времена, когда картошка стоила всего 15 копеек за килограмм. А сейчас – 100 рублей за килограмм!

Люди, жившие при СССР, не могут поверить своим глазам: как так получилось, что за простую картошку, которую раньше никто не считал, которой кормили скот, сегодня приходится отдавать такие деньги? И вот многие начинают задумываться: а что вот так вот космически подорожает завтра? Манка? Спички? Хлеб?

Многократно возросшие цены на привычные продукты вызывают ощущение, будто всё вокруг стремительно меняется и становится недоступным… Нехорошее ощущение. Неправильное.

Что ни год, то новое потрясение для рядового потребителя. На этот раз подорожала картошка: в российских магазинах ее стоимость сравнялась, а где-то даже превысила цены на импортные фрукты.

Созерцая цену картошки, равную стоимости апельсинов, многие из нас испытывают чувство дежавю. Совсем недавно так же «лихорадило» морковь, а до этого – куриные яйца, а еще раньше – сахар и гречку.

У потребителя складывается ощущение, что всё это – просто какой-то замысел производителей и торговцев. Как будто все договорились: сегодня ты повышаешь цену на свой товар, а я подниму на свой через полгода. Чтобы народ не психовал от одновременного многократного повышения цен на все товары на прилавке.

И как будто по плану: сначала сахар взлетел, потом – гречка, за гречкой – яйца стали «золотыми». Так, постепенно-постепенно, весь основной продуктовый набор россиянина неожиданно стал неукупаем. Поход в магазин за молочком-гречкой оборачивается для рядового россиянина стрессом…

В общем, пришла очередь картошки. И, как всегда, крайними остались обычные россияне, для которых картофель – не изысканный деликатес, а привычный элемент основного рациона.

Дачный прокорм… возможен ли?

Сейчас на просторах интернета появляется множество мнений вокруг ситуации с улетевшими в космос ценами на картошку. Оно и понятно – цены на этот обыденный овощ бьют рекорды. Недоумение и ярость рядовых жителей страны не дают властям игнорировать столь острый социальный вопрос. И пока одни пытаются закопать вопрос в аналитику, другие заводят любимую песню чиновников – «народ не тот».

По мнению исполнительного директора Союза участников рынка картофеля и овощей Алексея Красильникова, причиной удорожания картофеля стало резкое сокращение числа частных хозяйств. Без частных хозяйств, говорит Красильников, основные поставщики в лице сельхозпроизводителей «не всегда готовы закрыть потребность рынка».

При этом Красильников приводит данные 2000-х годов, когда 95% отечественного картофеля производилось в личных подсобных хозяйствах. Сейчас же, по данным Росстата, на частников ложится только 50% рынка. Остальное остается за аграриями, фермерами и за крупными сельхозпредприятиями.

Сравнивать сегодняшний день с 2000-ми, мягко скажем, странно. Двадцать лет назад экономическая обстановка в стране была совсем другая, как и затраты на собственное выращивание овощей.

Сегодня дачи, расположенные вблизи городов, скупаются горожанами для постоянного проживания: такие участки позволяют людям иметь возможность жить в более спокойной и экологически чистой среде, сохраняя при этом доступ к городским удобствам.

В то же время дачи, расположенные далеко от города, становятся менее привлекательными для выращивания овощей. Основная причина – дороговизна бензина.

Регулярные поездки на дальние дачи требуют значительных затрат на транспорт, что делает такой вариант нерентабельным.

Длительные поездки на общественном транспорте неудобны и утомительны, особенно в условиях постоянного латания дорог. К тому же основными обрабатывателями дачных овощей раньше были пенсионеры, которые сочетали любовь к природе с выращиванием еды на стол себе и детям-внукам.

Сегодня практически все пенсионеры так или иначе работают, поскольку пенсии на жизнь не хватает. Работать, да еще и мотаться на дачу в преклонном возрасте – квест из разряда «умереть не встать». Поэтому пенсионеры продают или забрасывают дачные участки, расположенные вдали от города.

Молодежь же в свою очередь тоже не готова тратить время на выращивание картошки. Печальный факт: россияне сегодня работают на нескольких работах по 12 часов 6 дней в неделю. И всё ради того, чтобы обеспечить своим семьям хоть какое-то подобие приличной жизни. Но волнует ли это кого-то из союза «меча и орала»? Главное – обвинить народ в том, что он опять «не тот», не хочет, дескать, выращивать корнеплод на даче.

От рекордов к неурожаю

Неполитизированные эксперты солидарны в том, что сегодняшний «картофельный кризис» спровоцировала череда событий, тянувшихся еще с 2023 года.

В 2023 году отечественные сельхозпредприятия показали рекордный урожай, который в итоге привел к снижению стоимости овощей. На этом фоне отпускные цены производителей не всегда покрывали их затраты на производство. По словам Дмитрия Вострикова, исполнительного директора «Руспродсоюза», такая ситуация заставила аграриев сократить посевные площади. В итоге, по данным «АБ-Центра», под промышленное выращивание картофеля в 2024 году было отведено 279,8 тыс. га, на 10,8% меньше, чем год назад.

А потом случился неурожай. Капризы погоды привели к тому, что в 2024 году сбор картофеля во всех хозяйствах в России сократился почти на 12 процентов по сравнению с 2023 годом.

Урожай сельхозорганизаций упал на 16,7%, а у фермеров и индивидуальных предпринимателей – на 13,2%.

И дачники здесь не при чем. Маховик инфляции, обесценивающий труд аграриев. Рост стоимости по всей цепочке производства. Снижение покупательной способности россиян в огромном количестве потребительских сегментов. Всё это – большая экономика, которой нет дела до конкретно взятого человека.

В этом смысле рынку всё равно, что бросит Мария Петрова в суп – картошку или кукурузу. Если кукуруза дешевле – значит, нужно бросить кукурузу. Потому что рынку наплевать на рецепт супа. Экономика – это про монополии и миллиарды, а не про питание и здоровье.

Пустили монополистов

Пока отечественные производители испытывают проблемы с урожаем, чиновники в стремлении не допустить дефицита вводят беспошлинные льготы на ввоз 150 тысяч тонн картофеля. В итоге сегодня на прилавках магазинов расположилась картошка из Египта, Пакистана и Китая.

Пресс-служба X5 (торговые сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Чижик») рассказала, что обычно доля импорта из этих стран составляет не более 10%, но сегодня они заняли уже до 40% объема рынка сбыта.

Об этом же сообщает и сетевое издание «Интерфакс ру», опираясь на данные от ФГИС «Аргус-Фито»: с начала года по 7 мая импорт составил 432,2 тысячи тонн, что в 3,5 раза превышает показатель за аналогичный период прошлого года – 124,8 тысячи тонн.

Ранее в Минсельхозе сообщали об планах повысить беспошлинные льготы до 300 тысяч тонн.

Еще одной причиной сегодняшней ситуации, по мнению Дмитрия Вострикова, стал недостаток в овощехранилищах. С этим же согласна и глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская. По ее словам, рентабельность картофеля может колебаться в диапазоне от нуля до 150%. Поднять маржинальность направления могут наличие хранилищ, позволяющих продавать урожай в течение года, а не сразу.

Ждать и надеяться

По данным Минсельхоза, в 2025 году площади под картофель вырастут на 2,3%. Но ситуация всё равно остается неопределенной. И такая неопределенность сохранится до конца июня – начала июля, когда в России обычно начинается уборка картофеля.

Вот таким образом череда событий, довольно спорных организационных решений и слабая логистика привели к тому, что мы имеем сегодня. И, как уже сказано, пока не будет собран новый урожай, никаких прогнозов эксперты дать не могут.

Ну а пока Россия в ожидании урожая, иностранные импортеры с подачи наших же чиновников заполняют рынок сбыта, а торговые сети поднимают цены.

Александр Осипов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 05.06.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022