Неплатежи в сфере ЖКХ стали основной проблемой отрасли

Новости Тольятти augustnews.ru

Неплатежи в сфере ЖКХ стали основной проблемой отрасли. Многие управляющие компании уже почти системно не оплачивают услуги поставщиков, сознательно копят долги, а затем банкротятся, создавая одноименные (плюс-минус пара букв или цифр) фирмы и перезаключая договоры с собственниками жилья. Незамысловатость криминальной схемы выглядит вызывающе. Возникает ощущение почти подростковой бравады и бесконечной уверенности вороватых директоров УК в собственной безнаказанности.

Так ли это? Можно ли заставить УК платить за потребляемые ресурсы, что можно сделать для того, чтобы рынок коммунальных услуг в Тольятти стал цивилизованным?

На эти и другие вопросы о непростой ситуации в коммунальной сфере нам рассказал генеральный директор ОАО «ТЕВИС» Сергей Александрович Анташев.

– Сергей Александрович, начнем с классического: что делать-то?

– На вопрос «что делать?» всегда отвечаю: работать. С каждой УК-должником индивидуально.

Почему они не боятся красть?

– Почему они не боятся? На что расчет? Все равно ведь придется платить.

– А вдруг не придется? Не платят же другие, а вдруг и мне удастся? Готовясь к нашему интервью, я постарался сам ответить на вопрос, в чем же основная причина такой ситуации. Так вот, сегодня законодательство РФ, Жилищный кодекс позволяют УК ставить первостепенной целью деятельности достижение прибыли, как для любой коммерческой организации. На мой взгляд, именно этот фактор порождает существующие отношения между ресурсоснабжающими организациями и теми, кто передает ресурсы населению. По-хорошему, УК должны осуществлять управление имуществом и надлежащее использование имущества граждан. Но, открыв устав любой УК, на первом месте мы видим пункт «извлечение прибыли».

– Вот они ее и извлекают. Из вашего кармана.

– Да, но средства на оплату ресурсов – целевые. А раз они целевые, то их нельзя потратить ни на что другое. На мой взгляд, к задолженности как-то слишком легко относятся. Проблема безнаказанности – это главная проблема в данной сфере.

Запас основных средств надежности у ТЕВИСа велик, но сегодня он истощен и подошел к критической точке. Сумма задолженности УК и ТСЖ перед ОАО «ТЕВИС» составляет около 2 млрд рублей. Эта сумма близка к точке невозврата. Изъять из экономики предприятия такие суммы просто невозможно, ведь нам тоже необходимо выплачивать людям зарплату и проводить работы, а когда речь идет о системах водоснабжения и теплоснабжения, которые, например, не ремонтируются из-за нехватки денег, можно получить техногенную катастрофу. И всё это может произойти из-за неуплаты управляющими компаниями долгов ресурсникам. Первая проблема, как я уже сказал, – это законодательная закрепленность того, что основной целью УК ставят себе достижение прибыли.

Вторая проблема – невыполнение управляющими организациями своих обязанностей по управлению домом, так как у них цель и задача другая в ущерб остальному: они извлекают прибыль всеми доступными и недоступными средствами. Весь блуд происходит от безнаказанности. Появляются фирмы-однодневки, есть определенные схемы, которые позволяют уйти от платежей так или иначе. Оборот коммунальных платежей очень большой, люди в основном платят исправно, и это в итоге огромные, соблазнительные для жуликов суммы.

Строгие меры остановят тенденцию?

– Но сами УК ссылаются на то, что люди не платят.

– Сейчас мы плотно занимаемся проблемой одной нашумевшей в СМИ УК. По данным службы безопасности, с мая 2012 года по февраль 2014 года ТЕВИС выставил этой компании счет за услуги на сумму 43,1 млн рублей. В свою очередь УК выставила жителям счета за наши услуги на 16% больше этой суммы. Интересно то, что жители оплатили из 49 млн руб. счета УК – 43 миллиона, то есть 99,6% от стоимости наших услуг, при этом мы получили от УК только 7,1 миллиона. Возникает вопрос: где остальные деньги? Почему происходит неоплата? Если обновить эти данные, я думаю, что суммы будут еще выше. Изучив этот вопрос, легко прийти к выводу, что существует схема, по которой создается компания, не оплачивающая свои долги, далее суды, сначала первая инстанция, затем вторая, апелляция… В итоге компания признается банкротом, и на её место приходит двойник, в названии которого поменялось несколько букв, но по факту компания та же самая. Схема заманчивая и интересная для жуликов, суммы большие, и в этом хотят поучаствовать многие компании. Какие можно принять меры? Обращение во все возможные надзорные организации с привлечением населения. Я всегда пытаюсь договориться с управляющими компаниями. Кто-то более или менее ответственный и пытается хоть как-то перекрывать свои долги. Кто-то говорит, что всё происходит от неплатежей населения. Неплатежи – это риск любого бизнеса. Мы с пониманием относимся к подобным ситуациям и стараемся составить график платежей с постепенными выплатами. Всегда видно и можно отследить, когда ситуация реально возникает от неоплаты населения, а когда просто-напросто тянутся сроки и организация уходит от оплаты. Но если первый платеж не оплачен, второй неоплачен, человек скрывается. То сразу понятно, что компания банально хочет кинуть. На основании личных договоренностей с организациями мы смогли урегулировать 500 миллионов из 750 миллионов просроченной задолженности.

– Что значит урегулировать?

– Это значит – составить тот самый график, по которому компания обязуется выплачивать деньги. Нельзя давать организациям повод уходить от ответственности за платеж путем процедуры банкротства. Сейчас, к сожалению или к счастью, запрещено отключать дома от снабжения энергоресурсами. Раньше это был показатель: раз ваш дом попадает под ограничение снабжения энергией, уважаемые жильцы, подумайте над сменой УК. Отсутствие такого рычага воздействия существенно укрепляет позиции многочисленных жуликов. Нам, чтобы избежать дебиторской задолженности, очень важно или в досудебном порядке разрешить вопросы с УК, или получить решение суда на ранней стадии проблемы, чтобы была возможность применить штрафные санкции. Понятно, что трудно доказать умышленное банкротство, именно поэтому медлить нельзя: если запустить дело, то при огромных долгах УК будет невозможно доказать, что деньги были, но переводились на другие организации. Сейчас уже понятна группа компаний, которые действуют по схеме «долги–банкротство–другая компания». Я очень надеюсь, что к руководителям таких компаний будут приняты самые строгие меры – тогда данная тенденция остановится. Есть уже в Тольятти примеры решения подобных проблем: в октябре 2014 года – ЗАО «УК ЖКХ» в Центральном районе, теперь УК в Комсомольском.

– А бывают честные УК?

– Да, как я уже отметил: более 70% задолженности урегулируется в досудебном порядке. Те, кто работает в этом бизнесе давно, в основном работают порядочно. С ними можно решать вопросы и вести здоровые деловые отношения. Мы в своё время даже создали общественный совет ЖКХ в мэрии г.о. Тольятти, который должен координировать вопросы отношений энергоснабжающих организаций и УК. Например, предлагалась норма, при которой уход домов от одной УК к другой был возможен только при решении вопроса о закреплении задолженности за новой УК. Непонятно, почему данный вопрос не решен на законодательном уровне.

К Ягутяну очень много вопросов

– К ТЕВИСу у управляющих компаний тоже есть претензии. Мол, ставите то ли не те приборы учета, то ли не в тех местах.

– Это вы «Серебряную молнию» имеете в виду? Мы встречались с Ягутяном по вопросу банкротства его компании, но и этот вопрос мы с ним также обсудили. Деятельность по приборам учета четко регламентирована законом. В большей степени ответственность за учет лежит на собственнике. Именно он обращается в лицензированные фирмы, именно с ним в первую очередь согласовывается проект узла учета, а энергоснабжающая организация должна согласовать этот проект. Как я понял Гаика Радиковича, он оспаривает объем только по горячей воде. Но ТЕВИС также оказывает услуги по подаче тепла, холодной воды и по отведению стоков. Возникает вопрос: почему не оплачивается тепловая энергия, холодное водоснабжение – те ресурсы, по которым нет вопросов? Он ссылается на то, что спорный объем составляет 20%, тогда почему не оплачиваются остальные 80%, относительно которых не возникает споров? Если УК считает, что схема поставки ресурсов неправильная, её можно поменять, только следует предварительно согласовать её с ТЕВИСом.

За 8 месяцев из 9 домов, которые эксплуатирует ГК СМ, коммерческий учет осуществлялся только на двух жилых домах, остальные приборы учета по разным причинам не были приняты для расчетов. В таком случае счета выставляются расчетным методом. Почему и в этом случае нет оплаты? О каких 20% разницы здесь может идти речь? Зачем сдавать показания с приборов учета, которые тебя не устраивают? Вопросов очень много, но, на мой взгляд, это просто затягивание времени. Хотелось бы напомнить недобросовестным управляющим компаниям о том, что ОАО «ТЕВИС» принадлежит Госкорпорации и попытка обмануть государство мне кажется крайне неразумной. Неужели кто-то надеется, что всевозможные схемы ухода от задолженности могут быть убедительны и на них не найдется управы?

Лицензии дадут не всем?

– А хороший сценарий есть?

– Да, я сторонник договариваться и думаю, что с большинством партнеров мы сможем это сделать. Кроме того, следует услышать губернатора, который предлагает ввести единую прозрачную схему учета оплаты и расчетов – речь идет о создании РКЦ. Я очень рассчитываю, также на те предложения, которые исходят от правительства Самарской области по лицензированию УК. Мы направили министру энергетики предложение не выдавать лицензии определенной группе компаний, и я надеюсь, что наше мнение будет услышано.

фото: z-city.com.ua

интернет-газета “Тольяттинский навигатор”