Неожиданная выставка в Тольятти: контрасты, которые удивляют и притягивают

работа художника Виктора Тетерина
фото: «Вольный город Тольятти»

Сразу после завершения выставки Никаса Сафронова в Тольяттинском художественном музее должен был начаться капитальный ремонт. Но, как часто бывает, обстоятельства изменились, а в возникшее временное окно неожиданно вписался настоящий подарок ценителям современного отечественного искусства.

«Контрасты ХХ века» – так называется экспозиция живописи и графики из коллекции «Парк Отеля». Более 70 произведений художников, относящихся к так называемой неофициальной волне, от нонконформистов-шестидесятников до современных концептуалистов, представлены зрителям.

Председатель попечительского совета ТХМ, руководитель группы компаний «Парк Отель» Василий Воронской рассказал о коллекции, которую собирает более полутора десятилетий:

– Здесь представлена только десятая ее часть. Авторы этих работ творили с 60-х годов до начала 21 века. Первое впечатление от экспозиции – некое лоскутное одеяло. Но если приглядитесь, вы увидите, как авторы ищут свой неповторимый стиль, увидите их взаимное влияние друг на друга.

Я подбирал экспозицию именно с целью проследить течения в изобразительном искусстве. Например, представлены участники объединения «Академия Садки», которые более 50 лет творили в Оренбурге. Это люди одержимые и честные, что вы можете почувствовать в их работах. Группа «Кочевье» возникла в Ленинграде, что вы увидите по объединяющему слегка депрессивному колориту, соответствующему дождливым дням этого города.

Есть работы представителей «сурового стиля», которые вошли в историю своей узнаваемой палитрой, это Виктор Попков, Игорь Обросов, Николай Андросов, Андрей Тутунов. Нонконформисты представлены работами Владимира Немухина, Андрея Гросицкого, в свое время шокировавшими современников. Они искали и нашли свой стиль, поэтому сегодня востребованы и узнаваемы.

Коллекция, по признанию ее создателя, сложная, так как рассчитана не на массового зрителя, а на ценителя:

– Я сам изначально любил реализм, ведь именно в нем художник демонстрирует свои навыки, мастерство. Но настоящий мастер со временем перерастает простое копирование натуры, начинает усложняться. И здесь каждый ищет свой путь…

Срез различных путей и поисков, срез уходящей эпохи – это и было задачей экспозиции «Контрасты ХХ века». Конечно, для неискушенного зрителя восприятие столь разноплановых и необычных произведений тоже станет некой духовной работой. Но она того стоит:

– Это ощущение, когда не понимаешь картину, а чувствуешь ее вибрации, тогда испытываешь особое эстетическое удовольствие.

У посетителей вернисажа возникло множество вопросов. Где хранится такое количество картин? Почему нет информации о некоторых малоизвестных авторах? На последний вопрос ответила директор музея Марина Баранова:

– Экспозиция создавалась спонтанно, уже на днях возле картин появятся куар-коды, ведущие на сайт с информацией.

Впрочем, сегодня не проблема найти информацию и самостоятельно. Меня, например, очень заинтересовала художница Валентина Диффинэ-Кристи. И необычной фамилией, и тем, что самая давняя из представленных работ, датированная 1946 годом, принадлежит ее кисти. Стиль работ никак не соответствует нашему представлению о том времени, когда царил официоз соцреализма. Действительно, его искусствоведы окрестили «духовным импрессионизмом», за который в свое время юную художницу отчислили из вуза.

Повлияло на Валентину творчество мужа – француза, последователя великих соотечественников. Он был гениален, но скончался в возрасте 28 лет. Валентина прожила 92, сохранив верность и любимому человеку, и избранному навсегда стилю.

Привлекли графические работы Вячеслава Калинина, участника «бульдозерных» выставок, о котором говорили, что он всю жизнь пишет одну огромную автобиографичную картину.

– Мои картины – словно кусочки разбитого зеркала, из них можно сложить мозаику моей жизни…

Его фанстасмагоричные пастели, созданные в 90-е, правда, словно мозаика той самой жизни, московский гротеск, но с узнаваемым везде и всюду колоритом всеобщего «постсовка».

Потрясающий автор – Катя Медведева, ей уже хорошо за 80, но она всё равно Катя. Помню, как обижался Никас Сафронов: мол, она самоучка, примитивистка, а работы продаются не дешевле, чем его, я бы сказала, самоназначенного гения.

Но невозможно не остановиться в потрясении перед единственной в экспозиции работой «Подсолнухи». Не знаю, в чем секрет. Может, в том отчасти, что работа не на холсте, а на ярко-красной обычной ткани.

– У всех подсолнухи – цветы, а у нее – настроение, – согласилась со мной знакомая художница.

Зарубежные коллекционеры охотятся за ее работами, хотя Медведева писать начала почти в 40 лет, не училась нигде, а сам Марк Шагал ее похвалил:

– Она так же любит цвет, как и я.

Меня заинтересовали и многие другие художники, но обо всех не расскажешь. Есть возможность увидеть эту удивительную коллекцию, точнее малую часть той, что, возможно, составит конкуренцию даже Музею актуального реализма.

Правда, без критики экспозиции не обошлось. Художник и дизайнер Николай Кузнецов попенял на отсутствие регионального компонента, хотя ведь всем известно, что в «Парк Отеле» хранятся и работы нашего всеми любимого Байрама Саламова:

– Вот «Тольяттиазот», пожалуй, единственный организовал конкурс и выставку для наших местных художников. Считается, что и в подобных, крупных проектах, даже медицинских, образовательных, 10 процентов должен составлять региональный компонент. Крайне недостаточно внимания у нашего бизнеса к тольяттинскому искусству. Хотя, несомненно, нынешняя выставка – явление неординарное и достойно вписания в летопись города…

Василий Воронской ответил:

– Я рад, что выставка вызвала и критику. В жизни, как и в искусстве, что не удивляет, то не притягивает. Я призываю художников: удивляйте!

Адрес Тольяттинского художественного музея: г. Тольятти, бульвар Ленина, 22 (правое крыло).

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»