Неоцененная «Кармен» Жоржа Бизе: Задумались о роли женщин в жизни композитора

    кармен на сцене

    Следующим страстным увлечением Жоржа стала женщина, которая свою юность и молодость провела в притонах, цирке, театре, а также варьете…

    Бизе (1838-1875) творил в эпоху романтизма. Его творческий путь был весьма тернист, да и жизнь представляла собой сплошную полосу препятствий. Но, несмотря на все трудности, благодаря своему необыкновенному таланту великий француз подарил миру уникальные произведения, вошедшие в золотой фонд мировой классической музыки и прославившие его имя на все времена.

    В литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоялся арт-экскурс, посвященный гениальному композитору Жоржу Бизе.

    На встрече в библиотеке читатели узнали о том, почему в детстве родители прятали книги от своего юного вундеркинда; почему ребенок не стал писателем, хотя мечтал об этой профессии с 9-ти лет; и почему, будучи виртуозным пианистом, не захотел стать концертирующим музыкантом. Задумались о роли женщин в жизни композитора — итальянки Джузеппы, роковой красотки мадам Могадор и дочери его учителя Женевьевы Галеви.

    В заключение послушали музыкальные отрывки из легендарной «Кармен-сюиты» («Тореро», «Выход Кармен и Хабанера, «Танец»), в результате, с сочувствием и благодарностью отнеслись к талантливому человеку, умершему на 37-м году жизни, но оставившего миру оперу, ставшую самой популярной оперой в мире.

    композитор бизе

    Ребенок без детства

    Известно, что отец композитора до знакомства с Анной Леопольдиной Эме, урождённой Дельсар, — матерью Жоржа, имел профессию парикмахера, но перед свадьбой изменил род своей деятельности, переквалифицировавшись в учителя пения, тем самым став «человеком искусства», как того требовала семья невесты.

    И вот 25 октября 1838 года в Париже на улице Тур де Овернь в семье учителя пения Адольфа-Амана Бизе и его жены на свет появился мальчик, которого любящие родители нарекли в честь трех великих императоров: Александр Сезар Леопольд. Впрочем, при крещении он получил простое французское имя Жорж, которое осталось с ним навсегда.

    Уже с первых дней жизни ребенок слушал много музыки — это были нежные колыбельные матери и учебные вокализы учеников отца. Когда малышу исполнилось четыре года, Эме стала обучать его нотной грамоте, а в пять лет усадила сына за рояль. В шесть лет Жоржа определили в школу, где любознательный ребёнок сильно пристрастился к чтению. Оно, по мнению матери, отвлекало сына от занятий музыкой, поэтому книги от ребенка родители прятали.

    В девять лет мальчик мечтал стать писателем, считая это дело гораздо более интересным, чем целыми днями сидеть за роялем. Но жить ему приходилось по строгому графику: утром его отводили в консерваторию, затем после занятий приводили домой, кормили и закрывали в комнате, где он занимался до тех пор, пока прямо за инструментом не засыпал от усталости. Несмотря на свою одарённость, юный вундеркинд очень часто ссорился с родителями из-за занятий музыкой. Он плакал и злился на них.

    Тем не менее, феноменальные музыкальные способности, которыми обладал Жорж, и усердные занятия дали свои плоды. После прослушивания, вызвавшего удивлённый восторг у профессоров Парижской консерватории, девятилетний ребёнок был зачислен вольнослушателем в престижное учебное заведение в класс знаменитого А. Мормонтеля.

    Любопытный и эмоциональный ученик, обладающий живым характером и схватывающий всё на лету, очень нравился профессору, работа с ним доставляла педагогу большое удовольствие. Но десятилетний мальчик делал успехи не только в игре на фортепиано. В конкурсе по сольфеджио, продемонстрировав феноменальный музыкальный слух и память, он заработал первую премию и в качестве поощрения стал получать бесплатные дополнительные уроки по инструменту и композиции у выдающегося педагога П. Циммермана.

    Жорж Бизе слыл искусным пианистом. Однажды в присутствии Ференца Листа он так виртуозно исполнил технически сложное произведение композитора, что привёл автора в восторг: ведь молодой музыкант с лёгкостью сыграл головоломные пассажи в нужном темпе.

    Консерваторское обучение Жоржа как исполнителя близилось к концу, и перед ним открывалась стезя концертирующего музыканта. Но эта перспектива молодого человека совсем не интересовала. С тех пор, как с ним по композиции стал заниматься П. Циммерман, у юноши появилась новая мечта: сочинять музыку для театра. Поэтому закончив курс по фортепиано у А. Мормонтеля, Жорж сразу поступил в класс композиции Ф. Галеви, под руководством которого много и увлечённо сочинял, пробуя себя в различных музыкальных жанрах.

    Кроме этого, Бизе с энтузиазмом занимался в классе органа у профессора Ф. Бенуа, где достиг значительных результатов, сначала завоевав вторую, а затем и первую премию Консерватории в исполнении на инструменте. Закончив консерваторию, он стал профессиональным композитором, хотя ему исполнилось всего 19.

    Один малоуспешный композитор с усмешкой отозвался о Бизе: «Кто рано расцвел, тот и отцветет рано». Когда эти слова передали Бизе, тот не растерялся и ответил: «Судя по всему, сам он собирается расцвести не раньше, чем ему стукнет семьдесят».

    …Нужно признать, что за свою недолгую, но достаточно насыщенную жизнь в театре, Жорж Бизе сталкивался с разными ситуациями и весьма натерпелся от коллег. Считается, что ему принадлежит фраза: «В музыке все как в жизни: хорошие музыканты не помнят зла. Плохие — добра».

    Римские каникулы и первая любовь

    В 1856 году, по убедительному настоянию Ф. Голеви, Жорж принимает участие в конкурсе Академии Изящных Искусств. Первая, так называемая Римская премия, давала возможность юному таланту два года стажировки в итальянской столице и год — в Германии. По окончании такой практики молодому автору предоставлялось право премьерной постановки одноактного театрального музыкального сочинения в одном из театров Франции.

    К сожалению, эта попытка оказалась не совсем удачной: первую премию в этот раз никому не присудили. Но удача молодому композитору сопутствовала в другом творческом состязании, которое объявил Жак Оффенбах. Для своего театра, располагавшегося на бульваре Монмартр, в целях рекламы он объявил конкурс на создание небольшого комедийного музыкального спектакля с ограниченным числом исполнителей. Победителю была обещана золотая медаль и премия в тысячу двести франков.

    «Доктор Миракль» — так называлась оперетта, представленная восемнадцатилетним композитором на суд уважаемого жюри. Решение комиссии: премию разделить между двумя конкурсантами, одним из которых был Жорж Бизе. Эта победа не только познакомила французскую публику с именем молодого композитора, но и открыла ему двери на знаменитые оффенбаховские «пятницы», куда приглашались только избранные творческие личности, и где он удостоился чести быть представленным самому Джоаккино Россини.

    Тем временем приближался очередной ежегодный конкурс Академии Искусств на соискание Римской премии, к которому Жорж усиленно готовился, сочиняя кантату «Кловис и Клотильда». На этот раз триумф — он стал обладателем первого приза по музыкальной композиции и вместе с другими пятью лауреатами 21 декабря 1857 года для совершенствования мастерства отправился в Вечный город.

    В Италии Жорж путешествовал по стране, восторгаясь красивой природой и произведениями изобразительного искусства, много читал, знакомился с интересными людьми. Часто бывая на приёмах в посольстве Франции, он встретился там с интересным человеком — послом России Киселёвым Дмитрием Николаевичем. Между двадцатилетним юношей и почти шестидесятилетним сановником завязалась крепкая дружба.

    А Рим ему так полюбился, что он всячески стремился здесь задержаться, для чего даже написал письмо министру просвещения Франции с просьбой разрешить провести третий год не в Германии, а в Италии, на что получил положительный ответ.

    Это был период, который Жорж впоследствии назвал самым счастливым и беззаботным в своей жизни. Для Бизе это были замечательные годы творческих исканий и первой любви.

    Бизе был очень стеснительным молодым человеком и не считал свой внешний вид привлекательным для женщин. При общении со слабым полом он всегда так сильно волновался, что лицо краснело, руки потели, а язык при разговоре заплетался.

    Со своей первой любовью Жорж познакомился в Италии, её звали Джузеппа. Это была смешливая и кокетливая прелестная девушка, от которой композитор был без ума и строил планы счастливой совместной жизни, предлагая ей приехать во Францию. К сожалению, эти отношения не имели продолжения, так как Бизе из-за болезни матери пришлось срочно вернуться на родину на два месяца раньше установленного срока. В конце сентября 1860 года Бизе вернулся в Париж.

    Возвращение домой

    Родной город молодого человека встретил не слишком радужно. Беззаботная юность Жоржа закончилась, и ему теперь необходимо было думать, как зарабатывать деньги на хлеб насущный. Начались серые будни, которые были заполнены скучной для него рутинной работой. Бизе подрабатывал частными уроками, а также, по заказу владельца известного парижского издательского дома А. Шудана, занимался переложением для фортепиано оркестровых партитур произведений известных композиторов и сочинением развлекательной музыки.

    Друзья советовали Жоржу заняться исполнительской деятельностью, ведь он был виртуозным музыкантом. Однако молодой человек понимал, что карьера пианиста может принести ему быстрый успех, но в то же время помешает осуществить мечту всей его жизни — стать оперным композитором.

    Проблем у Бизе было много: необходимо было сдать оду-симфонию «Васка да Гама» — очередной второй отчёт в Академию Искусств и, кроме этого, ему, как Римскому лауреату, нужно было написать забавную одноактную оперу для театра «Опера-Комик».

    Либретто ему предоставили, но весёлые мелодии совершенно не рождались. 8 сентября 1861 года мама Жоржа умерла. Одна невосполнимая потеря следовала за другой. Через полгода из жизни ушёл не просто учитель, а наставник и опора Бизе — Фроменталь Галеви.

    Подавленный потерей близких людей, Жорж, чтобы как-то отвлечься, ещё больше старался уйти в работу, но в результате получил нервное перенапряжение и упадок сил.

    Весь 1863 год Бизе работал над новой оперой «Искатели жемчуга», а в 1864 году помогал отцу в строительстве жилья на лесном участке, приобретённым Адольфом-Аманом в Везине.

    Теперь у Жоржа появилась возможность каждое лето проводить на природе. Здесь он с большим воодушевлением сочинял «Ивана Грозного». Эта опера при жизни композитора так и не была поставлена. Современники даже поговаривали, что композитор в обиде сжёг партитуру, однако сочинение всё же было обнаружено, но лишь в конце тридцатых годов прошлого столетия в архиве консерватории и поставлено впервые в концертном варианте в оккупационном Париже в 1943 году в театре на бульваре Капуцинок.

    Устроители спектакля постарались, чтобы в числе слушателей не было ни одного немца, так как опера, написанная на русский сюжет могла вызвать у них большое раздражение, тем более перелом во Второй мировой войне не в пользу Германии уже произошёл. Опера Ж. Бизе «Иван Грозный» никогда не ставилась в России, так как многие исторические факты в ней сильно искажены.

    Бизе хорошо понимал эфемерность славы, и поэтому не сильно ею дорожил. «Известность приходит и уходит, а неизвестность остается…», — частенько говаривал композитор.

    В 1866 году Бизе сочинил «Пертскую красавицу», а в 1867 году ему предложили поработать музыкальным обозревателем в одном из парижских журналов. Он опубликовал статью под псевдонимом Гастон де Бетси, которую приняли хорошо, но, к сожалению, она была первой и последней.

    Любовь — насмешка

    В это же время в личной жизни Жоржа тоже происходят значительные перемены.

    Следующим страстным увлечением Жоржа после Джузеппы стала опытная в любви 42-х летняя женщина, которая свою юность и молодость провела в притонах, цирке, театре, а также варьете. Она была старше Бизе на четырнадцать лет. В приличном обществе о ней не упоминали, но в Париже её знали под такими именами, как красавица Могадор, мадам Лионель, графиня де Шабрильян, писательница Селест Винар.

    Могадор покорила молодого композитора своей бесшабашностью и невероятным женским магнетизмом. Страсть этой женщины к Жоржу была не долгой. Ранимый Бизе безмерно страдал от перепадов её настроения. Однажды во время гневного припадка Могадор облила его холодной водой и выгнала на улицу.

    В результате этого инцидента Жорж сильно заболел ангиной, кроме того итогом окончательного разрыва со скандальной мадам стало состояние глубочайшей депрессии. Выйти из нее Бизе помогла усиленная творческая работа, а так же знакомство с молодой обаятельной девушкой — дочерью его учителя — Женевьевой Галеви.

    Мать и ближайшие родственники Женевьевы были против такого союза, считая композитора недостойной партией для девушки, однако Бизе был довольно настойчив, и в результате 3 июня 1869 года молодые обвенчались. Жорж был необычайно счастлив, он всячески оберегал свою молодую жену, которая была младше его на двенадцать лет, и старался во всём ей угодить.

    Опасные времена

    Летом 1870 года чета Бизе отправилась на четыре месяца в Барбизон — местечко очень популярное у людей искусства. Композитор намеревается здесь плодотворно поработать над «Клариссой Гарлоу», «Календалем», «Гризельдой», однако из-за начавшейся в июле Франко-прусской войны планам Жоржа не удалось осуществиться. Правительство объявило повсеместный призыв в Национальную гвардию. Не обошёл этой участи и Бизе, он даже прошёл военную подготовку, но как Римский стипендиат получил освобождение от воинской службы и уехал в Барбизон, чтобы забрать жену и вернуться в Париж, где 4 сентября вновь была провозглашена республика.

    Обстановка в столице осложнилась из-за осады пруссаков: в городе начался голод. Родственники предлагали Жоржу на время перебраться в Бордо, но он остался и по мере своих сил как мог помогал защитникам Парижа, патрулируя в городе и на крепостном валу.

    Бизе с Женевьевой покинули город лишь после объявленной в январе 1871 года капитуляции и снятии блокады. Сначала они навестили родственников в Бордо, затем переехали в Компьен, а окончание смутных времён Парижской коммуны переждали в Визене.

    Вернувшись в столицу в начале июня, Бизе незамедлительно приступил к работе над своим новым сочинением — оперой «Джамиле».

    В 1872 году Женевьева родила сына, которого назвали Жаком. Окрылённый таким счастьем, Жорж ещё больше углубился в работу. Сочинение Бизе к драме, которое он преобразовал в сюиту, исполненное на одном из концертов, имело ошеломляющий успех.

    Вскоре Жоржа вновь постигло разочарование: в конце октября 1873 года композитору сообщили, что здание Большой Оперы, где вскоре должна была состояться премьера его оперы «Сид», сгорело дотла и все спектакли переносятся в зал Вентадур, который к такой постановке не приспособлен. Однако через три месяца имя Бизе вновь было у всех на устах: первое, а затем и последующие исполнения его драматической увертюры «Отчизна» прошли с большим триумфом.

    В 1874 году Жорж Бизе за весомый вклад в развитие музыкального искусства был награжден орденом «Почётного легиона» французским правительством.

    Неоцененная «Кармен»

    Прототипом главной героини оперы «Кармен» должна была стать Могадор с ее страстностью. Музыка, которая выходила из-под пера, не давала Бизе спать. И вот, наконец, премьера. Зал Парижской оперы полон. Бизе, стоя за кулисами, холодел от страха. «Кармен» не могла стать еще одним провалом…

    Закончился первый акт. Холодный прием, жидкие хлопки. Постановка оказалась весьма посредственной. Музыку никто не оценил. Женевьева не выдержала и покинула зал. Бизе был раздавлен. Он бросился в холодную воду Сены и наутро свалился с лихорадкой. Пришла глухота, немели руки и ноги. Затем случился сердечный приступ. Композитор то приходил в сознание, то бредил.

    Секрет скорой смерти Жоржа Бизе до сих пор не может разгадать ни один биограф композитора. Возможно, причинами стали просто бесконечные жизненные разочарования.

    Жорж очень любил жену, но, несмотря на это, его семейная жизнь и личное счастье стали рушиться как карточный домик. Может быть потому, что в результате случайной связи со служанкой семьи Марией Рейтер, у него появился внебрачный сын Жан. А может быть потому, что Женевьева не умела прощать частые творческие неудачи мужа. Ее собственное воображение к тому времени занял успешный пианист Эли-Мириам Делаборд, связи с которым она ни от кого не скрывала.

    Умер Жорж Бизе на 37-м году жизни 3 июня 1875 года, не дожив меньше четырех месяцев до феерического успеха «Кармен» в Венской опере. Через год после неудачной первой постановки оперу с триумфом поставят почти на всех крупных сценических площадках Европы. В 1878 году Петр Ильич Чайковский напишет: «Я убежден: лет через десять «Кармен» станет самой популярной оперой в мире».

    Так и случилось. Такая же судьба ожидала не только эту оперу композитора. Большинство произведений Жоржа Бизе вошли в золотой фонд мировой классической музыки. Но произошло это не сразу.

    После смерти композитора все его рукописи, перечисленные в завещании, были переданы в библиотеку Парижской консерватории. Однако ещё много его бумаг и рукописей были обнаружены господином Р. Сибила, душеприказчиком Эмиля Штрауса, второго мужа вдовы Ж.Бизе. Душеприказчик, определив ценность этих документов, так же незамедлительно отправил их в консерваторские архивы. Поэтому со многими произведениями композитора потомки познакомились только в 20 столетии.

    бизе жорж

    Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail:rossinskiye@gmail.com