Несколько вечеров подряд в нашем городе учреждения культуры проводили мероприятия Всероссийской акции «Ночь искусств». Новация настолько свежая, что «Википедия» про нее еще не написала, однако прошла «Ночь» по всей стране и подозреваю, что многие коллективы приняли в ней участие в добровольно-принудительном порядке. Характер событий позволил объединить все признаки акций «Библионочь», «Ночь в музее», ночных концертов и занятий творчеством самой публики. Не секрет, что культурная сфера старается быть ближе к потребителю, с этой целью время работы музеев и концертных залов продлевается до позднего вечера (ночи), а также людям предлагают что-то мастерить, лепить, петь, читать стихи, танцевать и т.д. Как это было в Тольятти, мы расскажем на примере краеведческого и художественного музеев и отдела современного искусства ТХМ.
Тольяттинский краеведческий музей назвал свою первую «Ночь искусств» броско — «Сорванные башни Тольятти». Если не вдаваться в научную концепцию музейщиков про «вертикали», пронизывающие наш город, были представлены как «верхняя» башня — экспозиции, концерты и мастерские, так и «башня, растущая вниз» — подземелье музея. А возможно, от такого разного искусства посетителям должно было «сорвать башню»…
Людям, пришедшим в музей со своей пластиковой бутылкой, давалась скидка на билет, и они тут же вовлекались в процесс создания бижутерии из пластика. Была доступна для просмотра основная экспозиция, коммерческая выставка «Мир наизнанку» и цифровой планетарий. Прямо в фойе посетители натыкались на мумию — один из арт-объектов большой выставки, которая разместилась в подземелье. Подвал «оккупировали» 33 художника ТСХ «Солярис», которые представили все виды своего искусства (живопись, графика, скульптура, арт-объекты, фотография, декоративно-прикладное искусство, картины из шерсти и многое другое), так и экстремальный пластический перформанс в сочетании с видеоинсталляцией. В обшарпанном подвале, где кроме выставки можно было увидеть музейные «запасники», в частности заводские печи, было местами жутковато, особенно в «тюремной камере», где располагался один из арт-объектов. Кто-то туда с опаской заглядывал сквозь решетку, кто-то смело заходил внутрь и делал селфи. Кроме того, в рамках вечера прошли литературная дискуссия и концерт ВИА «Золотые сердца». Музейщикам так понравилось происходящее, что следующая выставка с концертом, стихами и видеоартом в подземелье состоится уже в начале декабря.
В Тольяттинском художественном музее параллельно шла своя программа. После музыкального выступления преподавателей и студентов Тольяттинского музыкального колледжа им. Р.К. Щедрина состоялся поэтический спектакль театра «Вариант» «Мудрые дуры». А затем начался мастер-класс от студии исторического танца «Филира», где публику учили танцевать регтайм. Очень задорно смотрелись пары на фоне висящих картин пытающиеся то «нырнуть как страус», то двигаться в два раза быстрее, повторяя заученное. Происходящее в очередной раз выявило постоянную проблему таких мероприятий: наши музеи не «заточены» на большой поток посетителей, наши музеи ютятся в помещениях, не предназначенных для развития экспозиций и проведения массовых мероприятий. И, учитывая экономические реалии и тенденции в культурной политике в ближайшее десятилетие, вряд ли что-то изменится в лучшую сторону. Конечно, ТКМ порадовал публику детскими и взрослыми художественными мастерскими. Под занавес состоялся мастер-класс «Познай себя через искусство» педагога-психолога городского центра «Семья» Татьяны Габайдулиной и игра-шутка «Почувствуй себя художником».
Совсем другой градус задал отдел современного искусства Тольяттинского художественного музея, по традиции объявив дресс-кодом для гостей стиль «коктейль». Любят кураторы современного искусства хорошо одетых людей! Первым делом ценителей провели экскурсией по обновленной международной выставке фотографического портрета The Face, которую дополнили 12 полотен живописного портрета из коллекции Василия Воронского. По мнению галеристов, теперь экспозиция стала еще более концептуальной — портреты советских и русских художников отбирали специально, чтобы они вписались рядом с современными фотопортретами. Кульминацией вечера стал пластический перформанс «Inside. Человек любящий» от Театра Form. Режиссером впервые в своей карьере выступила поэт, художник и известный в городе культуртрегер Алена Бударина, музыку написали Олеся Очеповская и группа Elva, танцы поставила Евгения Шумская (балет «Театро»). Чем хороши перформансы без слов, так это тем, что каждый зритель находит в спектакле свои смыслы и свой кайф. История, которую Алена начала с северной сказки, трансформировалась в современное и общечеловеческое действо о любви, свободе и выборе. Финальная песня на стихи обэриута Александра Введенского (музыка Олеси Очеповской) стала очень сильной точкой в происходящем. Смею утверждать, что перформанс надо показывать еще, может, и на других площадках.
В некоторых источниках пишется, что «Ночь искусств» не всероссийская, а международная акция. Наверняка так и есть, ведь подобные течения моментально расходятся по миру, стоит кому-то начать. И не важно, как называются эти вечера: «Ночь в опере» или «Ночь в музее», главное, что людям они нужны. Тольяттинцы с удовольствием на них ходят и будут ходить!
фото: Площадь СвободыЕлена Кочева, «Площадь Свободы»