Ну не верю, что можно поставить плохо «Золотого теленка»!

новая постановка в театре дилижанс

Очередная премьера театра «Дилижанс» в принципе не могла разочаровать. Ну не верю, что можно поставить плохо «Золотого теленка»! Даже учитывая, что это не драматургическое произведение, а довольно объемистый авантюрный роман.

Уложить его в три сценических часа реально, если очень тщательно купировать, извлечь, так сказать, весь изюм. А изюм – это искрометные афоризмы, которыми напичкано повествование.

Впрочем, режиссеру Виктору Мартынову удалось большее: сохранив лучшее от Ильфа и Петрова, он дополнил спектакль новыми смыслами. За счет выбранного жанра постановки – аврал в трех действиях. Аврал, как гласит википедия, изначально – работа на судне, выполняемая всем экипажем.

Начало, финал и вставки в ткань спектакля – исполняемые всей труппой агитномера в стиле 20-30-х годов, времени написания романа. Молодые строители социализма грозятся расправиться с империализмом, устремиться в светлое будущее, и это происходит масштабно и впечатляюще.

Сцена, когда Корейко удирает от командора в противогазе, а всю команду Бендера на носилках привозят в бомбоубежище, сопровождается агитационным дефиле актрис в великолепных костюмах. Мы видим и ракету, и «мирный» атом, и какую-то диковинную реторту. Весьма угрожающе звучит завершающая сцену речевка:

– Мы – за ми-и-ир! Мы – за ми-и-ир!!!

В общем, от аплодисментов в этот момент удержаться было трудно. И сразу перейду к финалу. Ильф и Петров заканчивают повествование таким кратким монологом Остапа:

– Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы.

Петр Зубарев (а кто же еще мог исполнять Остапа Бендера!) после этих слов с особенной интонацией восклицает:

– В управдомы!

И тут, под финальные взмахи рук и ног заполнившей сцену агитбригады, он начинает вещать в плакатный красный рупор следующие речевки, повторяемые хором всеми «строителями светлого будущего»:

– Грандиозные проекты! Глобальные перспективы! Лед тронулся! Каждодневная работа! Западные партнеры! Федеральный статус! Лед тронулся!

По-моему, это просто гениально! Во всяком случае, зрители, которые, как я, рады искать какие-то скрытые смыслы, впервые задумались, что переквалифицирование неудавшегося миллионера в управдомы – не такое уж понижение. Управлять – это как раз то, что особенно нравится бендерам, а они вечны, давно всем известно. А дом – это, может быть, не просто дом, а наш общий дом, Россия.

Про режиссерские находки можно говорить долго. Председателя, начальниц в разных сценах и даже Кукушкинда, который у авторов вроде мужчина, исполняет Екатерина Федощук. На сцене периодически появляются красный рупор, медная труба, которая иллюстрирует философское выражение Бендера:

– Судьба играет человеком, а человек играет на трубе.

Причем на трубе он действительно играет.

Поскольку жанр пьесы – аврал, и в ней задействована вся труппа, многие актеры играют несколько ролей. Зосю Синицкую играют несколько актрис, показывая как бы ее трансформацию вследствие увлечения разными мужчинами. В единственном и неповторимом составе лишь знаменитый центральный квартет: Бендер – Петр Зубарев, Паниковский – неподражаемый Константин Федосеев, Балаганов – обаятельный Максим Никлус, скромный и доверчивый Адам Козлевич в исполнении Рустама Фазулова.

Из ролей второстепенных нельзя не отметить Олега Андюшкина, его грозного Гигиенишвили, трусоватого Берлагу, простого рабочего-костыльщика. Да, многим досталось по две-три роли, и трудно недооценить вклад каждого актера в состоявщий сценический аврал. И все-таки еще одного молодого актера я отмечу, возможно, это восходящая звезда театра – Александр Кудрявкин. Его Васисуалий Лоханкин – работа великолепная своим комическим трагизмом, да и ксендз Кушаковский получился весьма колоритный.

Действие спектакля разбивается двумя антрактами и длится более трех с половиной часов. Но такое впечателение, что можно его смотреть на одном дыхании и вообще без антрактов. Довольно редкий случай, когда хочется увидеть эту постановку хотя бы еще раз.

Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 40 (1320) 09.10.20