Нечем платить долгу – беги на Волгу!

герои волжской вольницы плывут ушкуйники на ушкуе
Фрагмент обложки книги «Герои волжской вольницы»

Как ушкуйники казаков к социальной справедливости пристрастили

Евгений Бурдин, доктор исторических наук и профессор ульяновского педуниверситета, привез в Тольятти свою новую книгу.

Презентация состоялась в краеведческом музее. Книга в стиле нон-фикшн оформлена красочно, что отразилось, конечно, и на цене. Называется «Герои волжской вольницы» и сразу вызывает вопрос:

– А почему герои?!

Чтобы подогреть потенциальный читательский интерес, в анонсе автор заявил, что расскажет о том, что Волга тысячу лет была разбойничьей рекой, что основоположниками речного пиратства стали новгородские ушкуйники. А также обещал объяснить смысл клича «Сарынь на кичку!»

Начнем, наверное, с конца. Разве есть среди интересующихся краеведением те, кто еще не знает: сарынь – это, по сути, сброд, служивший на речных судах матросами, гребцами и бурлаками, а кичка – носовая часть судна. В общем, клич призывал судовую обслугу отойти в определенное место, чтобы не мешать грабить купцов и не попасться под горячую руку.

Про новгородских ушкуйников очень много информации, больше новодельной. Якобы память об этих наследниках викингов в свое время пытались стереть. Ведь Новгород был республикой, к тому же более тяготевшей к Западу, не желавшей подчиняться московским князьям.

А тут еще и разбойники, которые утюжили северные реки подобно викингам, а потом добрались до Оки и далее до Волги. Ушкуй, как объяснил Евгений Анатольевич, – плоскодонное судно длиной 14 метров, вмещавшее 40 человек.

Таким образом, возникшая в середине 16 века волжская вольница является наследницей разбойничьего братства с Севера, копировавшего методы скандинавских пиратов.

Правда, давший название горам Семен Жегуль был родом не из Новгорода, а из Великого Устюга. Но это ведь тоже на Севере.

Промышляли, впрочем, тут многие. Бурдин назвал и других известных лидеров вольницы:

– Это Богдан Барбоша, Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, казненный в Самаре в 1587 году, так что можно сказать, что Самара на крови стоит…

Самара основана как крепость в 1586 году. На месте ее основания до этого собирал свое войско Ермак Тимофеевич, прельщенный деньгами Строганова и отправившийся колонизировать Сибирь. Вопреки, как считают некоторые современные историки, желанию Ивана Грозного.

Но это уже чуток другая история. Хотя похожая. Волга-то тоже была колонизирована, отметил историк, хотя не всем это выражение нравится.

В советские времена историки и писатели, например Михаил Емельянов, указывали, что главная водная артерия страны заселялась беглыми крепостными, которые вынуждены были переселяться из центра России, из-под невыносимого крепостнического ига, руководствуясь девизом:

– Нечем платить долгу – беги на Волгу!

А грабить начали уж потом, чуть ли не в силу обстоятельств. По Бурдину и другим современным историкам и краеведам выходит несколько наоборот. И еще: почему все-таки герои?

– Они боролись за социальную справедливость.

Вот с этим как-то непросто согласиться. Евгений Анатольевич провел параллели с западными собратьями-разбойниками Робин Гудом и Зорро:

– О них сняты сотни фильмов. А о нашем самом знаменитом разбойнике Степане Разине, знаете, сколько? Три…

Первый совсем короткий и немой «Понизовая вольница» снят в 1908 году, второй фильм в 1939-м так и назывался – «Степан Разин». А в 60-е Василий Шукшин задумал картину под названием «Я пришел дать вам волю», но в 1974 году умер, и фильм так и не был закончен. Правда, историк не знает, что тольяттинский режиссер Роман Каргополов снял фильм «Сокровище Разина», который не получил широкого проката, так как вышел в пандемийное время. И он, так скажем, не очень исторический.

Герой ли Разин, о котором Бурдин пишет только в последней из 15 глав своей свежеопубликованной книги, но обещает подробно рассказать уже в следующей? Допустим, персидская княжна, утопленная в Волге, придумана мифотворцами типа Дмитрия Садовникова. Но куда деть исторически подтвержденный факт утопления в Каспии 800 (!) женщин и девушек из Фарахабада его же молодцами?!

Донцы мало уступали запорожцам в зверствах, особенно в отношении женщин. Наложниц, даже родивших им казачат, было принято жертвовать и Дону, и Яику. Так что дыма без огня не бывает, астраханский архиепископ, свергнутый с колокольни только за призыв к покаянию, – туда же, в общую копилку деяний, приведших к анафеме всеми церквами.

– Здесь, на Самарской Луке, бытует древнее предание, что Степан Разин не казнен, что он обрел бессмертие и когда-нибудь придет, чтобы спасти Россию…

Да не дай Бог…

Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»