В преддверии очередного торжества в Тольятти мы решили пообщаться с известным ветераном АВТОВАЗа Юрием Целиковым:
– Никак предприятию не удается решить вопрос с поставками комплектующих. Пришлось даже снова переносить корпоративный отпуск в связи с этим. На ваш взгляд, в России и дружественных странах действительно нет компаний, способных заменить ушедших поставщиков?
– Для восстановления разрушенного производства отечественных комплектующих потребуется не менее двух лет, а пока надо искать компромисс иным способом и кланяться в ноги производителям из Китая, Турции, Индии, Ирана. Нужно находить возможности для направления денежных средств на возрождение отечественного машиностроения!
– Недавно в Санкт-Петербурге запустили производство новой модели «Лада Икс Кросс 5», сильно напоминающей китайский кроссовер «FAW Bestune T77». Что думаете по этому поводу? Получается, что история в какой-то степени повторяется, ведь 53 года назад первой вазовской моделью стал итальянский «Фиат»?
– Сравнивать «Ладу Икс Кросс 5», имеющую большой китайский акцент, и купленную у итальянцев модель фирмы «Фиат» некорректно, хотя бы потому, что СССР заключил контракт века на создание в стране крупнейшего в Европе автомобильного предприятия, заводов-спутников и сети автосервиса. В Санкт-Петербурге же запустили производство на мощностях завода, который отошел под влияние АВТОВАЗа в сильно изменившееся в последнее время.
– Раньше вы говорили, что между вазовскими автомобилями и иномарками должна быть разница в цене. Сейчас она, по сути, отсутствует, да и иномарок на рынке почти не осталось. В итоге мы видим, что ценник на «Весту» больше миллиона, а «Лада Икс Кросс 5», как говорят, будет стоит 2,5 миллиона. Не дороговато ли, на ваш взгляд?
– Про разницу в цене с иномарками часто говорил первый генеральный директор. ВАЗ был нацелен на производство доступных по цене автомобилей для жителей СССР. Авторынка в те времена просто не было, а существовало административно-принудительное распределение продукции всех автозаводов среди населения.
А вот когда мы окончательно вступили в рыночные отношения и в страну хлынули сначала подержанные, а потом и новые иномарки, тут же появилась проблема ценовой конкуренции. Виктор Поляков сразу обозначил необходимость держать дистанцию в ценах в пределах одной-двух тысяч долларов от иномарок, чтобы сохранить производство отечественных автомобилей.
Сегодня вопрос ценообразования сильно изменился. Тут оказывают влияние качество машин, а также требования по безопасности и возросшие интересы к комфорту. Вот и получилось, что вазовские изделия вплотную приблизились по цене к иномаркам. Но главное пока не изменилось – это спрос и покупательская способность населения.
– Не слишком ли увлекается АВТОВАЗ сотрудничеством с китайцами? Или в нынешних условиях — это оправданный шаг?
– АВТОВАЗ вынужден искать пути сближения с китайским автопромом, так как российские дилеры всё в больших количествах продают машины компаний из Поднебесной. Следовательно, для их ремонта нужны китайские запчасти, которые легко преобразуются в нужные нашему заводу комплектующие.
Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 27 (1462) 14.07.23