Не проиграть, а прожить

артист театра кукол в спектакле «Добрый доктор Айболит»

«Самарская театральная муза» за лучшую мужскую роль в спектаклях «Музыкант» и «Добрый доктор Айболит» пришла к актеру Тольяттинского театра кукол Олегу Лактионову.

Редакция газеты «Площадь Свободы» от всей души поздравляет Олега Владимировича с заслуженной наградой!

– Олег, насколько важно для вас такое признание?

– Всегда приятно почувствовать гордость за коллектив, в котором ты работаешь много лет, и за себя, конечно, когда получаешь такую награду. Считаю, что если Союз театральных деятелей заметил и так высоко оценил мою работу, значит, мы не зря трудимся, не зря создаем спектакли для взрослых и детей.

Добрый доктор

– Одна из ролей, отмеченных «Музой», – ваш доктор Айболит. И кажется мне, что вы – стопроцентный, абсолютный сказочный доктор, потому что зритель в первую очередь обязательно считывает вашу доброту, ваш личный душевный свет, с которым вы идете к детям не только в этой постановке.

– Айболит – это действительно стопроцентное попадание в образ. Я надеюсь, что я с ним справился, что у меня получилось. Спасибо режиссеру Янине Дрейлих, которая дала мне шанс поработать в этой детской классике. Для меня это новая работа в том смысле, что спектакль построен на живом плане. А уж сыграть доктора во времена пандемии – это особая история. Сложностей в создании образа не было в принципе. Я почувствовал его.

Я сам вырос в деревне, и по малолетству мне, конечно, приходилось лечить домашних животных и ухаживать за собачками, кошками и другой живностью. Так что для меня все это не ново. Не хочу хвастаться, но работа в других спектаклях тоже дается легко. Может быть, это уже большой опыт или некое мастерство.

– А ваш первый спектакль в этом театре случился?..

– В 1996 году. Это был спектакль Ольги Вялых «Волшебный колодец», когда я после окончания института в Самаре приехал в Тольятти. Там, кстати, тоже был живой актерский план.

Затянуло

– А кто и когда заразил деревенского мальчишку Олега Лактионова бациллой творчества? Почему случился театральный вуз?

– Я родился в селе в Сибири. А когда мне было шесть лет, семья переехала сюда, в Хрящевку. Там пошел в первый класс. Говорят, что я с детства был артистичным, что-то придумывал, сочинял сценки, устраивал концерты. В школе – театральный кружок. Это затянуло. После школы поехал поступать в Санкт-Петербург. Прошел у Александра Куницына все туры, но тут узнал, что как раз в это же время в Самаре Владимир Куприн открывает отделение кукол. Это были девяностые, время сложное, и я решил учиться поближе к дому.

– Кукольный – факультет девичий?

– Да нет. В том году на наш курс Владимир Иванович набрал 25 человек, из них 15 парней. Правда, выпустилось нас уже семеро, и из них двое мальчиков. Так я получил диплом и приехал в Тольятти. Прослушался. Меня сразу взяли, и вот по сей день работаю в этом театре.

Живой инструмент

– Как складываются отношения актера-мужчины с куклами?

– Кукла – живой инструмент. Каждую нужно оживить. Прочувствовать ее маску, характер. Нужно вложить в нее душу, эмоции, научить пластике. Это сложный и длительный процесс. Пока над созданием куклы еще идет работа в цехах, мы стараемся приходить и смотреть, как работают ножки, ручки, глазки, начинаем проживать с ней ее первые движения, строить образ.

– А бывает, что кукла вредничает, сопротивляется?

– Бывает, и часто. Вот не идет работа, и все. Особенно трудно работать с ширмовыми куклами. Хотя сегодняшняя тенденция в российском театре кукол как раз такова, что классическая ширма отходит на второй план.

– Любимые куклы есть?

– Для меня нет нелюбимых. Мне нравится работать с любой куклой.

– А вы разговариваете с ними до спектакля?

– Раньше да. По молодости мы приходили в театр, проверяли куклу, старались пообщаться с нею, погладить, прижать к себе, поговорить. Сейчас уже такого нет. Все куклы уже такие родные и близкие, что ты приходишь, снимаешь ее с «гребенки» и говоришь: «Ну, поехали, будем работать».

Вживую

– Оба спектакля, за которые вас наградили «Музой», – это работа в живом плане. Это и новый градус в работе кукольника, и новые открытия…

– Вообще-то, живой план в театре кукол существовал всегда. И никаких особенных сложностей для актера-кукольника в этом нет. Потому что и драматический актер, и актер театра кукол в институте первые два курса посвящают себя именно драматическому мастерству, и только потом начинается специализация. Но как актер драматического плана я стал больше проявлять себя с приходом режиссера Янины Дрейлих. С ней мы экспериментируем, создаем комбинированные спектакли, где живой драматический план актера и куклы гармонично существуют в едином рисунке спектакля.

– Ваша «Повесть временных лет» – спектакль, который в этом плане, я думаю, совершил прорыв в российском кукольном мире.

– Это одна из самых сложных и больших работ нашего театра. У нас и до этого было немало приглашенных режиссеров, но тут нам сразу сказали, что приезжают «золотомасочники» Александр Янушкевич и Антон Болкунов и что мы попробуем сделать совершенно новый спектакль. Надо сказать, что мы поначалу струхнули. Режиссер работал этюдным методом, и практически каждый день у нас было домашнее задание. Мы готовили дома этюды, а он отбирал, оценивал и предлагал что-то свое. Сложно было еще и потому, что в спектакле практически нет кукол. То есть куклы – это предметы. Деревяшки, стружки, шины.

Сложно было до самого дня премьеры. Спектакль энергетически и физически затратный. А мы всего за два часа до премьеры снова что-то меняем и переделываем. У меня был просто шок. Что будем показывать? Как пройдет спектакль? Но мы собрались и, по-моему, даже без отдыха после репетиции вышли на свой первый показ. И оказалось, что он прошел на ура.

Фестивалим

– А есть ли для вас другие спектакли, в которых затраты актера сопоставимы с «Повестью временных лет»?

– Конечно. Это «Музыкант» в постановке Янины Дрейлих. Это тоже практически предметной спектакль, и тоже один из моих любимых. У меня в нем много ролей, много перевоплощений. И образы очень разные. И ты стараешься их не переиграть, не наиграть, а прожить. Это сложно. Спектакль уже тоже выдвинут на «Золотую маску». К нам приезжали эксперты из Москвы.

– Олег, а на что хватает времени кроме театра?

– Ни на что не хватает. Я живу в театре и живу театром. Я здесь каждый день, потому что я еще зав. труппой и помощник главного режиссера, а поэтому все время на связи, где бы ни был. Прихожу самый первый, ухожу поздно вечером. У нас невозможно отключиться даже в отпуске. Вопросы, расписание, матчасть, фестивали, реквизиты, гастроли…

– Кстати о фестивалях и гастролях. Когда ваш чудесный медведь Гоша собирался на гастроли, я подумала о том, как же собираетесь в дорогу вы сами?

– Так же, как он. Все на бегу, все впопыхах. Ведь свободного времени у нас практически нет. Спектакли и репетиции, репетиции и спектакли. Вечером выясняется, что завтра выезжать, а нужно упаковать реквизит и отправить в путь декорации, и еще сбегать домой, чтобы быстренько схватить свою сумку с вещами. В 2018-2019 годах у нас были постоянные гастроли и фестивали.

– Вам это нужно?

– Конечно. Это же знакомство с другими театрами, возможность что-то почерпнуть для себя. Это всегда интересно. А для нашего города еще и очень престижно, потому что, как нам сказала одна из экспертов «Золотой маски», Тольяттинский театр кукол сегодня звучит в театральных кругах все ярче и больше. Это было очень приятно услышать из ее уст. Так что, я думаю, жить будем. Театр движется. И с приходом Янины Дрейлих он ожил. Она умудряется видеть все современные тенденции кукольного театра.

Я с Яниной знаком уже лет 20, мы вместе пережили многое. И порой она со мной начинает советоваться как с помощником главного режиссера за чашкой кофе о будущей работе. И я ей говорю: «Не пойдет», а она отвечает: «Вот увидишь, пойдет». И действительно спектакль попадает в точку. Вот и сейчас у нее очень много интересных задумок, в которых хочется поучаствовать. Это волнительно и интересно. Но когда ты работаешь, например, с моей любимой коллегой и партнершей Ириной Шараповой, когда чувствуешь ее энергетику, то работать легко и просто. Потому что тогда ты свободен и тебе радостно создавать свой образ. Но перед началом каждого спектакля у нас есть привычка заглянуть в зал и посмотреть, какой там зритель.

– Олег, а не хочется поставить какой-то спектакль самому?

– Хочется. И в следующем сезоне я как раз хочу попросить главного режиссера позволить мне сделать одну постановку.

– А по какому-нибудь «Гамлету» не скучаете?

– Все впереди. Я думаю, Дрейлих дойдет и до «Гамлета».

Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»