Не губите елок!..

старая открытка

Через несколько лет после победы Великой Октябрьской социалистической революции, в 1920-х гг., в советской России начинается кампания против елок. Происходит она в рамках антирождественской кампании – в контексте антирелигиозной пропаганды. Вовлекаются в нее не только советский пропагандисткий аппарат, управленцы всех уровней, но и дети (детсадовцы и школьники). В центральных газетах той поры появляются обращения детсадовцев к родителям: «Мы, ребята детского сада № 5, отказываемся от буржуазного праздника елки, просим родителей не устраивать елки, а купить нам санки, лыжи, переводные картинки, краски – это будет полезнее елки». На фотографиях тех лет новые советские дети держат транспаранты с надписями: «Из детской жизни елки долой, да здравствуют санки зимой», «Буржуи – наши враги, их праздники нам не нужны». Речь идет о втором по значимости христианском празднике (после Пасхи Христовой) – Рождестве Христовом (объявленном в новой советской стране «буржуазным праздником»), символом которого до Октябрьской революции 1917 г. являлась елка, которую так и называли – «рождественской».

В фондах редких книг Тольяттинского краеведческого музея сохранились два редких издания, относящихся к рассматриваемой теме.

Первое издание – брошюра «Антирождественская кампания в школе», 1929 г., подготовленная по материалам центрального издания «Безбожник». В ней приведены конкретные антирождественские формы работы со школьниками: беседа «О происхождении праздника рождества» (объявленного сказкой, ибо от святого духа, согласно законам научного материализма, «у бедняка плотника и его жены Марии» никто родиться не может); стенгазеты, уголки безбожников и уголки смеха, где приветствуются карикатуры, созданные учащимися совместно с учителями, высмеивающие религиозные ценности, их носителей, священные атрибуты. Карикатуры желательно готовить на местном материале с приведением конкретных личностей (в современной психологии это называется «травлей»).

Второе издание по теме из редкого фонда Тольяттинского краеведческого музея – «Наш мир / книга для занятий родным языком» (Самара, 1918 г.). В нем картина мира рассматривается еще традиционно: мир (и человек) сотворен Богом. В издании без купюр публикуются «старые» стихи, рассказы о «рождественской елке», Рождестве. Один из рассказов называется «Мальчик у Христа на елке». Написан он еще в конце XIX века, а повествует о голодном маленьком мальчике, проснувшемся в холодной каморке, где он провел ночь с тяжело больной матерью. Обнаружив, что она холодная (как стена), мальчик, накинув халат, в поисках куска хлеба отправляется на улицу. Там, за стеклами окон домов он видит наряженные елки, пироги, угощения, веселых детей и взрослых. В один из домов с потоком гостей ему даже удается проникнуть (мальчику суют в ладонь монету и выталкивают на мороз (монета не удерживается в замерзших руках и остается в доме, куда-то закатившись). На улице огромный мальчик, внезапно возникший, дергает малыша за халат и со всего маху ударяет по голове. Маленький скиталец бежит со всех ног (от обидчика, и от стекол домов) и забивается в подворотне, где, наконец, согревается. Он слышит голос мамы, видит радостных детей, сам оказывается в числе счастливых гостей на елке … у Христа. А написал рассказ … Федор Михайлович Достоевский. Трудно сказать, читали ли в 1920-х гг. ставропольские дети эту историю, использовали ли ее пионеры, комсомольцы и прочие советские пропагандисты в своих антирелигиозных беседах, уголках смеха и стенгазетах. Впрочем, это уже и не важно.

Публикация подготовлена по материалам проектов ТКМ «Детство Ставрополя-Тольятти: 20 век», «Редкий книжный десант» в рамках (историко-культурной) предновогодней/ предрождественской кампании. Приводятся открытки и редкие книги из фондов Тольяттинского краеведческого музея.

Любовь Черняева, старший научный сотрудник ТКМ, клинический психолог, член Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти