Наверное, суть в том, чтобы люди задавали поменьше вопросов

подъезд жилого дома

На днях с удивлением узнал о том, что стартовала всероссийская акция «Диктант ЖКХ», направленная на повышение правовой грамотности граждан в вопросах, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг. Пожалуй, это тот случай, когда инициатива властей может привести к нежелательным последствиям, ведь разбирающиеся в нюансах ЖКХ граждане способны доставить много беспокойства.

Возможно, некоторые читатели «Вольного города» помнят Бориса Кивилевича, который на протяжении многих лет вел неравный бой с коммунальщиками, утверждающими тарифы чиновниками, руководителями фонда капремонта и прочими персоналиями, прикладывающими руки к тому, чтобы цены на услуги были выше, а качество – наоборот.

Так вот, этот настойчивый пенсионер, овладев правовой грамотностью в вопросах ЖКХ, пачками отправлял в различные инстанции жалобы, ссылаясь на конкретные законы, указывая на нарушения Конституции и так далее. В ответ, правда, в основном приходили отписки, показывая которые, Борис Кивович с горечью говорил:

– Ну как же так? Я ведь прав!

Помню, как один раз встретил его на мероприятии по схеме теплоснабжения. Выслушав докладчиков (кажется, из мэрии), он начал кричать:

– Жулики, увидимся в суде!

Как дальше сложилась судьба пережившего инфаркт знатока коммунальных вопросов, не знаю (наши пути разошлись лет пять назад), однако, услышав про стартовавшую акцию «Диктант ЖКХ», почему-то сразу вспомнил про него. Нужны ли государству десятки тысяч таких вот Кивилевичей, которые станут до того грамотными, что окончательно утвердятся в мысли о несправедливости системы ЖКХ?

Лично мне подобные вопросы раньше не были интересны, однако, когда суммы в квитанциях стали стремительно расти, тоже начал задумываться и вспоминать недобрым словом коммунальщиков, и в первую очередь поставщиков ресурсов, аппетиты которых не знают меры. Поднимает ли настроение знание всех нюансов ЖКХ? Однозначно – нет. Помогает ли экономить? Едва ли. Повышает ли раздражительность на фоне постоянно растущих платежей? Однозначно – да.

Я не призываю оставаться безграмотными. Просто непонятно, какая выгода инициаторам от этого «Диктанта ЖКХ»? Едва ли кто-то из жителей, ответив на все вопросы, сможет отогнать от себя мысль, что платит больше, чем было бы возможно, если бы государство жестче контролировало монополистов.

В рамках акции, которая будет проходить до 14 апреля, россиянам предлагается ответить на 30 вопросов. Вот некоторые из них:

– Кто должен финансировать установку индивидуального прибора учета коммунального ресурса, за исключением электроэнергии? (ответ – собственник).

– Может ли отличаться температура горячей воды в дневное и ночное время? (ответ – да, на 5 градусов).

– Освобожден ли собственник от оплаты жилого помещения при неиспользовании квартиры? (ответ – нет).

Не думаю, что такие знания способны сильно поднять настроение. Наверное, суть теста в том, чтобы люди задавали поменьше вопросов, позволяя тем самым чиновникам экономить бумагу при написании ответов, которые, по мнению инициаторов диктанта, все и так должны знать.

Кстати, по итогам успешно пройденного тестирования (не менее 25 правильных ответов из 30) участник получает электронный сертификат. Интересно, куда он потом с ним пойдет? Или просто перед соседями будет хвалиться своей грамотностью? Сэкономить-то всё равно вряд ли получится, даже с сертификатом на руках…

Кстати, тогда уж неплохо бы провести похожую акцию для управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, внушая им необходимость более гуманного отношения как к самим жителям (особенно в нынешнее непростое время), так и к их кошелькам, с трудом, выдерживающим коммунальную нагрузку.

Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 7 (1442) 22.02.23