Наступает очередной час расплаты

Как известно, с 1 июля в России произойдет очередное ежегодное повышение тарифов на коммунальные услуги, то есть тарифов по водоснабжению, водоотведению, электроэнергии, тепловой энергии и газу.

До 2012-го такие повышения происходили с 1 января каждого года. В связи с последними президентскими выборами в марте 2012-го повышение тарифов решено было в том году провести с 1 июля. Так эта дата закрепилась, и, наверное, навсегда. Навсегда потому, что российская власть решила довести тарифы до европейского уровня. Например, заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис подчеркнул:

– У нас одна из самых дешевых коммуналок в мире, по сравнению с Европой вода дешевле в 5 раз, отопление – в 3 раза. Дешевле уже невозможно.

При этом он забыл сказать, во сколько раз европейский уровень средней зарплаты выше российского. А он в среднем по европейским странам выше примерно в 5 раз, то есть наши тарифы с учетом уровня зарплаты уже выше европейских. Но там они не растут, а у нас конца и края не видно.

И еще несколько фактов. До 2012 года рост тарифов на коммунальные услуги существенно опережал уровень инфляции. Например, в 2010-м при уровне инфляции в 8,8% рост тарифов в среднем по стране составил 13%, а в 2011 году – соответственно 6,1 и 11,7%.

Такой рост вызывал народные протесты, поэтому в декабре 2011 года в ходе предвыборной прямой линии с россиянами, еще тогда председатель правительства страны, Владимир Путин заявил, что в 2012-м рост тарифов ЖКХ будет ограничен уровнем инфляции. При этом повышение тарифов в тот год было дважды – с 1 июля и с 1 сентября, в целом на 12%. Но с учетом того, что повышение произошло со второй половины года, то эти проценты власть разделила пополам и получился средний рост по году – 6%. Таким образом, свое обещание Владимир Путин выполнил.

В 2013 году рост тарифов составил также 12%. В связи с улучшением в 2013-м общей экономической ситуации в стране и необходимостью снижения уровня инфляции правительством России было принято решение о сдерживании роста тарифов, повышая их с использованием формулы «инфляция минус 30%». При этом уровень инфляции должен учитываться за предыдущий год. Как сказал Дмитрий Медведев, повышение тарифов должно быть адекватным и умеренным. И уже в 2014-м тарифы были повышены только на 5%.

Предстоящее с 1 июля повышение тарифов на коммунальные услуги будет проведено, как обычно, в соответствии с распоряжением правительства страны, которым установлены предельные индексы повышения тарифов для регионов. Для Самарской области этот индекс составляет 9,3, то есть на столько процентов в среднем вырастут тарифы. Правда, как сказано в распоряжении правительства, в отдельных муниципальных образованиях индекс может быть и выше, но не более чем на 2,5 пункта (не более 11,8%). Это по усмотрению регионов. Предельные же индексы максимально возможного повышения тарифов по их отдельным видам установлены федеральной службой по тарифам.

Так, для Самарской области по водоснабжению и водоотведению допускается повышение на 11%, по электроэнергии – на 8,5, по газу – на 7,5 и по тепловой энергии – на 8,8%. Но региональная энергетическая комиссия снизила проценты по водоснабжению и водоотведению до 10,7, а по тепловой энергии – до 7,3%. Конкретные же размеры новых тарифов должны быть доведены до населения муниципальными органами власти. Думаю, все уже поняли, что тарифы на коммунальные услуги устанавливаются в основном федеральными органами власти и их уровень во всех регионах разный, с колебанием в текущем году от 8 до 11%. В нашем регионе повышение будет немного большим среднего российского уровня. Это различие определяется состоянием энергосетей, их протяженностью и долей оплаты тарифов гражданами.

Думаю, все уже поняли и то, что в текущем году при установлении тарифов произошло отступление от действия формулы «инфляция минус 30%». При ее действии для Самарской области повышение тарифов, при уровне инфляции в прошлом году в 11,4%, произошло бы не на 9,3%, а только на 8. Но это все же не главный аргумент для протеста против установления такого высокого уровня тарифов. Скорее всего, их нельзя было повышать совсем. Ведь реальные доходы граждан, по данным Росстата, впервые с 2000-го в прошлом году снизились, и снижение прогрессирует. С 1 апреля 2014 года по 1 апреля 2015-го уровень инфляции достиг 16%, при этом цены на продукты питания увеличились на 24%. Расходы же на продукты у россиян со средней зарплатой составляют 47%. Процент граждан, живущих за чертой бедности, в первом квартале текущего года по сравнению с тем же периодом 2014-го вырос с 13,8 до 15,9%. В прежние же времена, когда повышение тарифов было на уровне 2015 года, реальные доходы россиян существенно росли.

По заявлению заместителя министра энергетики и ЖКХ Самарской области Алены Гаршиной, главной причиной роста коммунальных тарифов являются общая экономическая ситуация в стране и низкая активность по потреблению коммунальных ресурсов населением. Такое же мнение и у руководителя регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Виктора Часовских. Мол, жители, установив приборы учета, начали экономить, в результате потребляемые объемы уменьшились, а затраты на поставку ресурсов остались прежними. С первой причиной можно согласиться, а вторая вызывает недоумение.

Власть нас постоянно агитирует за установку приборов учета и даже понуждает к этому, а потом на эти приборы ссылается при объяснении причины роста тарифов! Может быть, ей лучше бы заняться ограничением аппетита наших монополистов, и в первую очередь –  являющихся поставщиками коммунальных ресурсов? Уверен, у них есть большие резервы, которые в сложных для страны условиях должны быть использованы, а тарифы на их ресурсы заморожены. Одним из таких резервов, например, являются долги перед ними за предоставленные коммунальные услуги, которые, по данным национальной службы взыскания (есть такая компания), превысили триллион рублей. Должниками же на 80% являются организации и прежде всего –  государственные и муниципальные, и только на 20% – физические лица. Не мешало бы монополистам, ресурсоснабжающим организациям, пояса затянуть: не все же народу их затягивать.

Что же касается общей экономической ситуации, то она действительно в настоящее время в нашей стране тяжелая, и впереди нет пока просвета. Но это не является аргументом для решения всех проблем за счет снижения жизненного уровня народа. При принятии своих решений власть должна думать не о самосохранении, а о том, как их решения будут сказываться на экономике страны и жизни народа. Считаю, что в настоящее время нет таких проблем, которые невозможно было бы решить и которые объективно приводили бы к снижению жизненного уровня россиян.

Кроме повышения тарифов на коммунальные услуги, в последнее время уже приняты или готовятся для принятия и другие неприятные законодательные нормы. Так, с начала года в соответствии с постановлением правительства в домах, в которых нет общедомовых приборов учета соответствующего вида коммунальных услуг, но есть техническая возможность для установки квартирных приборов учета, жители этих квартир будут платить за коммунальные услуги с учетом повышающего коэффициента, то есть на 10% больше. И каждые полгода этот коэффициент будет возрастать на 10%. Так власть будет «стимулировать» установку жителями приборов учета.

Кроме того, принят законопроект об установлении пени за несвоевременную оплату коммунальных ресурсов в размере 1/170 вместо 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ, что составит 17,7% годовых. Начисление пени предусмотрено с 91-го дня задержки. Принят также законопроект о включении расходов на общедомовые коммунальные услуги в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом размер платы будет устанавливаться областным нормативом, а начнет действовать изменение с 2016 года.

Планируется выведение платы за вывоз мусора из графы «Содержание и ремонт» и перемещение ее в графу «Коммунальные услуги», что, наверное, логично. Но вот запланированное введение отдельной платы за переработку вывозимого мусора может привести к увеличению квартплаты.

Кроме того, в шести регионах проходит эксперимент по изменению порядка оплаты коммунальных услуг, когда при превышении социальной нормы (пока только потребляемой электроэнергии) оплата станет осуществляться по более высокому тарифу. Нет никаких сомнений в том, что эксперимент будет признан положительным.

Вот такие нововведения ожидают россиян, которые терпеливо переносят все тяготы и лишения от принимаемых властью решений и регулярно за них расплачиваются. Наступает очередной час расплаты.

Анатолий Иванов, депутат Госдумы от Тольятти 3, 4 и 5-го созывов

Анатолий Иванов Тольятти

Анатолий Иванов,
депутат Госдумы от города Тольятти 3, 4 и 5 созывов

«Вольный город», №40 (1042) 19.06.15